logo
История Нагорного Карабаха

Надгробие Асана Джалала Вахтангяна и другие мемориалные памятники

Монастырь является местом погребения Асана Джалала Вахтангяна, а также князей Хачена и епископов, принадлежащих к его роду. Могильная плита Асана Джалала расположена в гавите, прямо перед входом в главный зал собора.

Надгробная плита сделана из белого мрамора и украшена тремя большими резными сферическими фигурами. Первая фигура — Звезда Давида, библейский символ. Примечательно, что в центре Звезды в Гандзасаре находится не что иное, как изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко использовали средневековые армяне. Колесо обрамлено шестью фрагментами растительного орнамента, два из которых представляют так называемую «французскую лилию» (флер-де-лиз). Данный необычный символ, включающий в себя Звезду Давида и Колесо Вечности, можно также увидеть на строениях Монастыря Цахац-Кар в Вайоц Дзоре — территории, правили родственные Асан Джалалу династии Орбелян и Прошян.

Вторая сфера представляет из себя звезду с 16-ю лучами – что-то среднее между восточноазиатской версией Колеса Вечности (индийский символ Ашока Чакра) и македонским символом Виргинской Звезды. До конца еще не выяснено что эта фигура могла означать.

Третья резная фигура известна в Армении как «Солнце» (արև) — орнаментировоанная выпуклая сфера, которую часто изображают в нижней части хачкаров. Считается, что «Солнце» является одним из рудиментарных символов древнего культа солнцепоклонения, чудом сохранившегося в христианском искусстве Армении.

На надгробной плите написано: «ԱՅՍ է ՀԱՆԳԻՍՏ ՄԵԾԻՆ ՋԱԼԱԼԻՆ: ԱՂԱԻԹՍ ՅԻՇԵՑԵՔ։ ԹՎ ՊՁ». В переводе с армянского это означает: «Здесь покоится Великий Джалал; вспоминайте его в своих молитвах; 1431 год».

С двух сторон надгробия Асана Джалала расположены могилы верховных предводителей Святого Престола Гандзасара. На левой стороне находится могила Католикоса Еремии Асан-Джалаляна (правил в 1676-1700) и Католикоса Есаи Асан-Джалаляна (правил в 1702-1728). Последний известен как историк и лидер армянского национально-освободительного движения в 1720-е годы. На правой стороне находятся два других надгробия: Католикоса Ованнеса Гандзасареци (правил в 1763-1768) и Саргиса Гандзасареци (правил в 1810-1828)—последнего иерарха Святого Престола Гандзасара с титулом Католикоса.

Около них располагается могила Митрополита Багдасара Асан-Джалаляна (годы жизни — 1775-1854) — одного из главных создателей Карабахской Епархии Армянской Апостольской Церкви в 19-ом веке. Все надписи на данных надгробиях начинаются и заканчиваются одинаковыми словами: «Под этим надгробием покоится … принадлежащий к роду Асана Джалала Долы». В гавите также находятся более ранние могилы Католикоса Давита, Католикоса Григора и Католикоса Ованнеса.

Во внутреннем дворе Собора находятся различные мемориальные памятники, в том числе и многочисленные хачкары. Возле северной стены расположена могила Хатун, которая, видимо, была дочерью Aсан Джалалa и погибла еще в младенчестве. На нижней части этого хачкара выгравирована надпись: «Я, Асан, сын Вахтанга, установил этот Крест в память о моей дочери Хатун, от своего имени и от имени ее матери-княгини — дочери Царя Бахка». Мать Хатун и жена Асан Джалала, Мамкан, была дочерью последнего правителя Царства Бахк, на юге Страны Арцахской. [12]