logo
История Нагорного Карабаха

Род Асан-Джалалянов и Хаченское Меликство

Монгольское нашествие обернулось для Армении социальной и экономической катастрофой. Крестьянство было истреблено или выселено. Аристократия раздробилась и экономически ослабла. Города обезлюдели. Этническая целостность Армении была нарушена наплывом кочевых тюркских и курдских племен, а также вследствии исхода коренного армянского населения страны. В 1386 г. в Армению хлынули войска среднеазиатского деспота Ленг-Тимура (Тамерлана). Повторив свое нашествие на следующий год, а затем в 90-х годах, тимуриды разорили почти все области Армении. В 15-ом же веке в Армении властвовали туркменские орды Черной и Белой Овцы (Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу).

Несмотря на опустошительные нашествия, князья Арцаха Армении сохранили свою политическую автономию. В то время, как большинство феодальных родов Армении постепенно исчезли, в Хачене продолжали править две ветви рода Вахтангянов-Араншахиков. Средневековые рукописи свидетельствуют, что в 14-15 веках потомки Великого Князя Асана Джалал Вахтангяна, которые начали именовать себя Асан-Джалалянами, в честь своего знаменитого предка, оставались у власти в Нижнем Хачене.

Власть туркменского правителя Джахан-Шаха Каракоюнлу (1437-1467) привела к относительному спокойствию на землях Восточной Армении. Джахан-Шах дал свое согласие на возвращение Верховного Католикосата Армянской Апостольской Церкви из из г. Сис в Киликии в Св. Эчмиадзин, в Армению, в 1441 г. Он также пожаловал группе армянских феодалов, в первую очередь князьям провинций Арцах и Сюник, титул мелик, буквально означающий на арабском «царь». К концу 16-го века род хаченских Асан-Джалалянов породил княжества-меликства Гюлистан и Джраберд, создав таким образом фундамент для будущего союза пяти армянских княжеств Арцаха—Гюлистана, Джраберда, Хачена, Варанды и Дизака.

Алаверди II Асан-Джалалян, который умер в 1813 г., был последним владетельным князем Хачена с полным титулом мелика. Его потомки управляли округом Хачен до 1920 г. с титулом беков.

Примечательно, что Асан-Джалаляны не только сохранили гражданскую власть в округе Хачен, но также закрепили за собой титул армянских католикосов в Святом Престоле Гандзасара вплоть до 1815 г. После упразднения Католикосата Агванка Армянской Апостольской Церкви, Асан-Джалаляны были представлены в армянской церковной иерархии в качестве митрополитов и епископов новообразованной Карабахской Епархии.

[1] Hewsen, Robert H. “The Kingdom of Artsakh,” in T. Samuelian & M. Stone, eds. Medieval Armenian Culture. Chico, CA, 1983

[2] Moses Khorenatsi. History of the Armenians, translated from Old Armenian by Robert W. Thomson. Harvard University Press, 1978, глава 5

[3] Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Ереван, Матенадаран, 1984, стр. 25

[4] Киракос Гандзакеци. История Армении. Москва. Наука, 1976, стр. 57

[5] Thomas Artsruni. History of the House of Artsrunik. Trans. and edited by Robert W. Thomson. Detroit: Wayne State University Press, 1985, глава XI

[6] Constantine VII Porphyrogenitus. De ceremoniis aubae byzantinae (Ed. J. P.Migne. Patrologiae cursiis completus, Series Graeco-Latina, 112), стp. 248

[7] Епископ Макар Бархударянц. Арцах. Баку, 1885, глава «Гандзасар» (на арм.)

[8] Hewsen, Robert H. “The Kingdom of Artsakh,” стp. 47

[9] Мкртчян, Шаген. Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха. Ереван, Айастан, 1988, стр. 23-24

[10] История Армении Киракоса Гандзакеци. Перевод с древнеармянского, предисловие и комментарий Л. А. Ханларян, М., 1976, Глава 30

[11] Ibid.

[12] Ibid.

[13] Улубабян, Баграт. История Арцаха: от начала до наших дней. Ереван, 1994. стр. 74-87 (на арм.)

[14] История Армении Киракоса Гандзакеци. Глава 63