logo
История Нагорного Карабаха

Основание Собора Святого Иоанна Крестителя

Строительство собора началось в 1216 году его основателем князем Асаном Джалалом Вахтангяном, который называл себя «Великим Самодержцем» и «Царем” Хаченского Княжества, самой могущественной политической единицы Страны Арцахской и всего восточного края Армении. В записях историка Киракоса Гандзакеци, который был современником Гасана Джалала и, по всей видимости, был с ним знаком лично, указано, что строительство собора было закончено в 1238 году.

Освящение собора откладывалось в течение двух лет из-за вторжения татаро-монгольских войск в Армению. В 1240 году собор был освящен в день армянского религиозного праздника Вардавар (Վարդավառ), отмечаемого в день Святого Преображения Господня. Церемония освящения, как пишет Гандзакеци, происходила в присутствии более чем 700 гостей. Среди них были Католикос Нерсес (патриарх восточных земель Армении), философ Ванакан Вардапет (1181-1251), а также епископы со всей Армении. [3]

Данные события увековечены в надписях, выгравированных по приказу Асан Джалала на внутренней стороне северной стены Собора. Основная надпись гласит:

«Именем Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга, внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили ее милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году)». (Источник: Епископ Макар Бархударян. Арцах. Баку, 1885, Гандзасарский Монастырь, стр. 111)

В целом, стены монастыря содержат около 200 текстов, написанных в различные времена на армянском языке.