Основание Собора Святого Иоанна Крестителя
Строительство собора началось в 1216 году его основателем князем Асаном Джалалом Вахтангяном, который называл себя «Великим Самодержцем» и «Царем” Хаченского Княжества, самой могущественной политической единицы Страны Арцахской и всего восточного края Армении. В записях историка Киракоса Гандзакеци, который был современником Гасана Джалала и, по всей видимости, был с ним знаком лично, указано, что строительство собора было закончено в 1238 году.
Освящение собора откладывалось в течение двух лет из-за вторжения татаро-монгольских войск в Армению. В 1240 году собор был освящен в день армянского религиозного праздника Вардавар (Վարդավառ), отмечаемого в день Святого Преображения Господня. Церемония освящения, как пишет Гандзакеци, происходила в присутствии более чем 700 гостей. Среди них были Католикос Нерсес (патриарх восточных земель Армении), философ Ванакан Вардапет (1181-1251), а также епископы со всей Армении. [3]
Данные события увековечены в надписях, выгравированных по приказу Асан Джалала на внутренней стороне северной стены Собора. Основная надпись гласит:
«Именем Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга, внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили ее милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году)». (Источник: Епископ Макар Бархударян. Арцах. Баку, 1885, Гандзасарский Монастырь, стр. 111)
В целом, стены монастыря содержат около 200 текстов, написанных в различные времена на армянском языке.
- Нагорный Карабах в период античности и в средние века
- Исторические корни Карабахского конфликта
- Нагорный Карабах после Октябрьской революции 1917 г.
- Нагорный Карабах под властью большевиков
- Нагорный Карабах в качестве автономной области ссср
- Перестройка и гласность: выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской сср
- Военная агрессия Азербайджана против Нагорного Карабаха
- Самооборона и провозглашение Нагорно-Карабахской Республики
- Политика уничтожения армянского историко-культурного наследия в Азербайджане
- Хаченское Княжество
- Династия Араншахиков в Арцахе
- Хаченское Княжество в период Распада Арабского Халифата
- Возрождение Хаченского Княжества после сельджукской оккупации
- Хачен и Армяно-Грузинский Военно-Политический Альянс
- Житие и мученичество Асана Джалала Вахтангяна, князя Хаченского
- Род Асан-Джалалянов и Хаченское Меликство
- Паломничество и туризм в Нагорном Карабахе
- Достопримечательности Нагорно Карабахской Республики
- Туристам о Нагорном Карабахе
- Список книг о Нагорном Карабахе на английском языке, которые можно приобрести в интернет-магазинах, таких как Amazon.Com:
- Библиография и ссылки Источники по истории и архитектуре монастыря Гандзасар
- Античные греко-римские источники об Арцахе (Нагорном Карабахе) и Восточном Крае Армении
- Средневековые источники об Арцахе (Нагорном Карабахе) и Восточном Крае Армении:
- Современные источники об Арцахе (Нагорном Карабахе) и Восточном Крае Армении:
- Корона Армянского Царства и династия Асан-Джалалянов
- Асан-Джалаляны: потомки царских династий Армении
- Асан-Джалаляны: потомки прародителя Хайка и ветхозаветных патриархов
- Асан-Джалаляны: символы и знаки
- Династия Асан-Джалалянов в наши дни
- Святой Престол Гандзасара
- Гандзасар и автономные епархальные образования Армянской Апостольской Церкви
- Гандзасар и история обретения Мощей Св. Иоанна Крестителя
- Гандзасар как политический центр средневековой Армении
- Гандзасар как центр богословия, культуры и науки
- Собор Святого Иоанна Крестителя
- Основание Собора Святого Иоанна Крестителя
- Архитектура Собора Святого Иоанна Крестителя
- Надгробие Асана Джалала Вахтангяна и другие мемориалные памятники
- Подсобные строения Гандзасарского монастыря
- История реконструкции Собора Святого Иоанна Крестителя
- Арцахская Епархия Армянской Апостольской Церкви
- Христианство в восточных провинциях Армении
- Подъём и становление Святого Престола Гандзасара
- Арцахская Епархия в девятнадцатом веке
- Арцахская Епархия после Октябрьской Революции 1917-го года
- Арцахская Епархия в наши дни
- Реакция Баку на возрождение христианства в Нагорном Карабахе
- Архиепископ Паргев, глава Арцахской Епархии
- Отец Тер-Ованнес Ованнисян
- Приложение Патриархи Агванка и Святого Престола Гандзасара Армянской Апостольской Церкви
- Gandzasar.Ru: Перечень основных понятий, названий и имен
- Агванкский католикосат
- Агванкское царство
- Армянский алфавит
- Архиепископ арцахский
- Арцахская епархия
- Асан джалал вахтангян
- Асан-джалаляны
- Арцруни
- Багратуни
- Вахтангяны
- Гандзасар
- Закаряны
- Католикос
- Корона армянского царства
- Меликство
- Михраняны (михраниды)
- Монастырь гандзасар
- Нагорный карабах
- Нагорно-карабахская автономная область (нкао)
- Синаксарий тер-исраэла
- Собор св. Иоанна крестителя
- Степанакерт
- Хаченское княжество