logo
История Нагорного Карабаха

Святой Престол Гандзасара

Монастырь Гандзасар находится в Мардакертском районе Нагорно-Карабахской Республики, в двух часах езды от г. Степанакерта. Монастырь стоит на вершине горы Гандзасар (отсюда и название)—высокого холма величественно возвышающегося над историческим селением Ванк.

Название «Гандзасар» в переводе с армянского означает «гора сокровищ», что указывает на медные и серебряные рудники, которые находились недалеко от холма в средневековье. Однако, вне всякого сомнения, настоящим сокровищем горы Гандзасар, как и всей Страны Арцахской, является кафедральный Собор Св. Иоанна Крестителя (арм.: Սբ. Հովհաննես Մկրտչի կաթողիկե եկեղեցի) воздвигнутый в тринадцатом веке.

Собор представляет из себя большую крестовокупольную церковь. Кроме церковных построек, монастырь включает здание семинарии, приемную католикоса, трапезную, монашеские кельи, подсобные помещения и другие строения. По периметру, монастырь окружен высокой каменной стеной.

Собор Св. Иоанна Крестителя был заложен в 1216 г. Асаном Джалалом Вахтангяном—влиятельным армянским феодалом Хачена, самого значимого региона провинции Арцах. Асан Джалал называл себя «великим князем», «князем князей», «самодержцем» и «царем» (арм. թագավոր). В период правления Асана Джалала Вахтангяна Хаченское Княжество стала большим объединенным государством с территорией в 12-15 тысяч кв. километров и самой большой армией в Армении. Именно поэтому в научной литературе его часто именуют «Арцахским Царством». [1]

Родословная Асана Джалала берет начало от Арраншахиков—одного из самых древних аристократических фамилий в мировой истории, которые властвовали над восточными провинциями Армении начиная с периода античности, и история которых восходит к легендарному прародителю армян—Патриарху Хайку, внуку праведного Ноя.

В память о своем великом предке потомки Асан Джалала стали называть себя Асан-Джалалянами. Незадолго после мученической смерти Великого Князя в 1261 г., род Асан-Джалалянов разделился на две фамильные линии. Одна ветвь Асан-Джалалянов продолжила управлять провинцией Хачен в качестве владетельных князей. Другая же ветвь, клерикальная, возглавила Святой Престол Гандзасара Армянской Апостольской Церкви, передавая по родовой линии титул Католикоса Агванка—верховного патриарха восточных провинций Армении.

Первые упоминания о Монастыре Гандзасар восходят к 10-му веку. В своем церковном послании «О смуте в Доме Агванка», Католикос Всех Армян Анания Мокаци (патриаршествовал 946-968) пишет, что для того, чтобы разрешить теологический спор о природе Святой Троицы, он приказал «созвать собрание в провинции Хачен, при участии священников и родовой знати». [2] При перечислении приглашенных, Католикос Анания упоминает «Тер-Саргиса, монаха из Гандзасара». Тот же Тер-Саргис, который по всей видимости был важным церковным деятелем Армении, упомянут армянским историком второй половины тринадцатого века Степаносом Орбеляном в своем труде «История области Сисакан». [3]

Гандзасар разделил непростую судьбу армянского народа. В традиционном для армян календарном послесловии (арм. հիշատակարան) в конце рукописи датируемой 1417 г. настоятель монастыря выражает тревогу о том, что князья Хачена находятся «под влиянием неправедных людей» и заключает, что «поэтому страна армянская ослабла».

В течении своей истории, Гандзасар много раз подвергался нападениям со стороны иноземцев. Наиболее известная из осад была предпринята в начале тринадцатого века татаро-монгольскими захватчиками. В конце 18-го века Гандзасар был разграблен предводителем тюркских кочевников Ибрагим-Халилом Джеванширом, вторым по счету представителем династии так называемых «карабахских ханов». После захвата крепости Шуши в 1750-ые годы, Ибрагим, также как и его отец Панах-Али, терроризировал братию Гандзасара. В 1786 г. Католикос Гандзасара Ованнес и его братья был схвачены по приказу Ибрагима и помещену в темницу, где Католикос Ованнес умер под пытками. Самая же недавняя атака на Гандзасар связана с агрессией Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики в начале 1990-ых.

Несмотря на войны и бедствия, армяне Арцаха всегда берегли Гандзасар как символ христианской веры и истории, и в минуты испытаний становились как один на защиту святыни страны Арцахской. Военную кампанию по изгнанию противника с территории Нагорно-Карабахской Респубики в 1992 г. армянские отряды самообороны начали именно с Гандзасара.