logo search
fil

Вопрос 25: Философия Лейбница. Учение о монадах

Готфрид Лейбниц — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой клас­сической философии.

Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона­лизма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции; познания.

Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций, с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы (единичные вещи — прояв­ления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о множественности субстанций. Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую, а единую природу; данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ческого — "единое", "единица"); монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением; по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса: "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить; высшая монада — Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.

Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: все знания разделил на два вида — "истины разума" и "исти­ны факта"; "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер; "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опыт­ным) путем; как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер; несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное, тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания.

Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществ­ляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.