Вопрос 11:Философия Платона
Платон - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Горгий", "Государство", "Законы" и другое. Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи; весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: "единого"; "ума"; "души".
"Единое ": является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков; есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств.
"Ум": происходит от "единого"; разделен с "единым"; противоположен "единому"; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на Земле.
"Душа ": подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при одушевленном подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи"; "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания; "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства. Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• монархия — справедливая власть одного человека;
• тирания — несправедливая власть одного человека;
• аристократия — справедливая власть меньшинства;
• олигархия — несправедливая власть меньшинства;
• демократия — справедливая власть большинства;
• тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану: все население государства делится на три сословия — философы, воины, работники; работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях; философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности; жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; не существует брака, все жены и дети общие; допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
Академия Платона — религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет.
Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон.
Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Историческое значение философии Платона в том, что: впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противоположность материалистической "линии Демокрита"); впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.); была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
- Вопрос 1: философия. Круг её проблем и роль в обществе.
- Вопрос 2 : Философия и мировоззрение
- Вопрос 3:Философия и религия
- Вопрос 4: Основной вопрос философии
- Вопрос 5: Философия Древней Индии
- Вопрос 6: Философия Древнего Китая
- Вопрос 7: Милетская философская школа
- Вопрос 8: эталийская философия. Пифагор и пифагорейцы
- Вопрос 9: Материализм Демокрита
- Вопрос 10:Философия софистов и Сократа
- Вопрос 11:Философия Платона
- Вопрос 12 Философия Аристотеля
- Вопрос 13: Возникновение христианской философии и апологетика
- Вопрос 14: Философия Августина Блаженного
- Вопрос 15: Общая характеристика схоластики
- Вопрос 16: Политика номиналистов и реалистов
- Вопрос 17Философия Фомы Аквинского (томизм)
- Вопрос 18: Гуманизм и и антропоцентризм философии Возрождения
- Вопрос 19: Ренисанский скептицизм Монтеня (дописать)
- Вопрос 20: Эмпиризм Бэкона(материалист)
- Вопрос 21:Механический материализм Гоббса
- Вопрос 22:Теория познания и социальная философия Локка
- Вопрос 23: Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- Вопрос 24:Философия человека Паскаля
- Вопрос 25: Философия Лейбница. Учение о монадах
- Вопрос 26: Философия эпохи просвещения
- Вопрос 27: Философия Канта
- Вопрос 28: Философия Гегеля
- Вопрос 29: Философия марксизма
- Вопрос 30: Бытие
- Вопрос 31: Материя (материальное бытие)
- Вопрос 32:Движение как способ существования материи
- Вопрос 33: Пространство и время как формы существования материи
- Вопрос 34: Философское понимание сознания
- Вопрос 35: Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание
- Вопрос 36: Философское понимание познания
- Вопрос 37: Диалектика
- Вопрос 38: Закон единства и борьбы противоположностей
- Вопрос 39: Закон перехода количественных изменений в качественные
- Вопрос 40: Закон отрицания отрицания
- Вопрос 41: Философские проблемы антропосоциогенеза.
- Вопрос 42: Понятие индивид, индивидуальность, личность, масса. Личность и массы в истории.
- Вопрос 43: Свобода и ответственность. Насилие и ненасилие в жизни человека и общества
- Вопрос 44: Этика, мораль и право. Нравственные ценности личности