Вопрос 23: Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
Основоположником рационализма считается Рене Декарт - видный французский философ и ученый-математик.
То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку; зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться; следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него.
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
• протяжение — для материальных;
• мышление - для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением и делимы до бесконечности.Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств и были названы Декартом модусами.
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:
Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс. В качестве данного научного метода предлагается дедукция.
Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, выводить новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
- Вопрос 1: философия. Круг её проблем и роль в обществе.
- Вопрос 2 : Философия и мировоззрение
- Вопрос 3:Философия и религия
- Вопрос 4: Основной вопрос философии
- Вопрос 5: Философия Древней Индии
- Вопрос 6: Философия Древнего Китая
- Вопрос 7: Милетская философская школа
- Вопрос 8: эталийская философия. Пифагор и пифагорейцы
- Вопрос 9: Материализм Демокрита
- Вопрос 10:Философия софистов и Сократа
- Вопрос 11:Философия Платона
- Вопрос 12 Философия Аристотеля
- Вопрос 13: Возникновение христианской философии и апологетика
- Вопрос 14: Философия Августина Блаженного
- Вопрос 15: Общая характеристика схоластики
- Вопрос 16: Политика номиналистов и реалистов
- Вопрос 17Философия Фомы Аквинского (томизм)
- Вопрос 18: Гуманизм и и антропоцентризм философии Возрождения
- Вопрос 19: Ренисанский скептицизм Монтеня (дописать)
- Вопрос 20: Эмпиризм Бэкона(материалист)
- Вопрос 21:Механический материализм Гоббса
- Вопрос 22:Теория познания и социальная философия Локка
- Вопрос 23: Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- Вопрос 24:Философия человека Паскаля
- Вопрос 25: Философия Лейбница. Учение о монадах
- Вопрос 26: Философия эпохи просвещения
- Вопрос 27: Философия Канта
- Вопрос 28: Философия Гегеля
- Вопрос 29: Философия марксизма
- Вопрос 30: Бытие
- Вопрос 31: Материя (материальное бытие)
- Вопрос 32:Движение как способ существования материи
- Вопрос 33: Пространство и время как формы существования материи
- Вопрос 34: Философское понимание сознания
- Вопрос 35: Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание
- Вопрос 36: Философское понимание познания
- Вопрос 37: Диалектика
- Вопрос 38: Закон единства и борьбы противоположностей
- Вопрос 39: Закон перехода количественных изменений в качественные
- Вопрос 40: Закон отрицания отрицания
- Вопрос 41: Философские проблемы антропосоциогенеза.
- Вопрос 42: Понятие индивид, индивидуальность, личность, масса. Личность и массы в истории.
- Вопрос 43: Свобода и ответственность. Насилие и ненасилие в жизни человека и общества
- Вопрос 44: Этика, мораль и право. Нравственные ценности личности