Вопрос 44: Этика, мораль и право. Нравственные ценности личности
ЭТИКА — философская наука, объектом изучения которой является мораль. Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Термин “Этика” был введен Аристотелем.
Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, государству и поддерживаемых личным убеждением, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.
Содержание и само понимание терминов "мораль" и "нравственность" в огромной степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также от идентификации источников.
В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”. Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает.
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.
Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право, и мораль находятся в теснейшем взаимодействии. Общественные отношения первобытного строя являются кровнородственными. Члены общины ведут происхождение от единого предка. Род составляет основу всей общественной жизни. Родоплеменная структура возникает естественно.
Право и мораль – самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность. Более того, по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях
Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
Позитивное право – это право четко определенное, записанное в законе, устойчивое, защищаемое особенными государственными органами. Но и в данном смысле право имеет два значения:
- субъективное право – свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение;
- объективное право – здесь термин «право» близок к терминам «закон», «законодательство». Имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто «объективное» в обществе – юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право).
Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.
В основе нравственного поступка лежат естественные моральные чувства человека, уходящие своими корнями в мир общения высших животных; позитивные качества человека; благоприобретенные нормы и принципы морального поведения личности. Современный американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает следующий каталог общих моральных норм: честность, правдивость, искренность, верность, преданность, надежность, доброжелательность, непричинение зла другим людям и так далее.
Самой общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенно большую совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения.
- Вопрос 1: философия. Круг её проблем и роль в обществе.
- Вопрос 2 : Философия и мировоззрение
- Вопрос 3:Философия и религия
- Вопрос 4: Основной вопрос философии
- Вопрос 5: Философия Древней Индии
- Вопрос 6: Философия Древнего Китая
- Вопрос 7: Милетская философская школа
- Вопрос 8: эталийская философия. Пифагор и пифагорейцы
- Вопрос 9: Материализм Демокрита
- Вопрос 10:Философия софистов и Сократа
- Вопрос 11:Философия Платона
- Вопрос 12 Философия Аристотеля
- Вопрос 13: Возникновение христианской философии и апологетика
- Вопрос 14: Философия Августина Блаженного
- Вопрос 15: Общая характеристика схоластики
- Вопрос 16: Политика номиналистов и реалистов
- Вопрос 17Философия Фомы Аквинского (томизм)
- Вопрос 18: Гуманизм и и антропоцентризм философии Возрождения
- Вопрос 19: Ренисанский скептицизм Монтеня (дописать)
- Вопрос 20: Эмпиризм Бэкона(материалист)
- Вопрос 21:Механический материализм Гоббса
- Вопрос 22:Теория познания и социальная философия Локка
- Вопрос 23: Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- Вопрос 24:Философия человека Паскаля
- Вопрос 25: Философия Лейбница. Учение о монадах
- Вопрос 26: Философия эпохи просвещения
- Вопрос 27: Философия Канта
- Вопрос 28: Философия Гегеля
- Вопрос 29: Философия марксизма
- Вопрос 30: Бытие
- Вопрос 31: Материя (материальное бытие)
- Вопрос 32:Движение как способ существования материи
- Вопрос 33: Пространство и время как формы существования материи
- Вопрос 34: Философское понимание сознания
- Вопрос 35: Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание
- Вопрос 36: Философское понимание познания
- Вопрос 37: Диалектика
- Вопрос 38: Закон единства и борьбы противоположностей
- Вопрос 39: Закон перехода количественных изменений в качественные
- Вопрос 40: Закон отрицания отрицания
- Вопрос 41: Философские проблемы антропосоциогенеза.
- Вопрос 42: Понятие индивид, индивидуальность, личность, масса. Личность и массы в истории.
- Вопрос 43: Свобода и ответственность. Насилие и ненасилие в жизни человека и общества
- Вопрос 44: Этика, мораль и право. Нравственные ценности личности