Вопрос 15: Общая характеристика схоластики
Схоластика - средневековая ученость, а также это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование.
Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Последние делились на «тривиум» (от числа «три») и «квадривиум» (от числа «четыре»). Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику (латинскую), диалектику, риторику. Квадривиум, как более высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более высокий уровень подготовки, были университеты.
Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В XIII- XV вв. Европа покрылась целой сетью университетов. Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви.
В большинстве случаев университеты прямо опирались на поддержку церковных властей. Главная цель университетской науки состояла в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Предания (т.е. произведений святых Отцов церкви). Истолкование священных текстов было исключительной прерогативой церкви и связанных с ней университетских ученых, с тем чтобы воспрепятствовать распространению невежественных суждений о христианской вере. К истолкованию допускались ученые не ниже магистерского звания. В соответствии с основной задачей большинство университетов включало в свой состав два факультета - факультет свободных искусств и факультет теологии (богословия). Первый был необходимой подготовительной ступенью ко второму.
Факультет теологии имел целью точное изучение Библии путем ее толкования и систематического изложения христианской доктрины. Итогом этой работы были так называемые «Суммы теологии». Магистрами теологии становились лишь те, кто ранее прошел обучение на факультете свободных искусств. Впечатляющими были сроки обучения: на факультете свободных искусств - шесть лет, на факультете теологии - не менее восьми лет. Таким образом, чтобы стать магистром богословия, приходилось затратить на обучение не менее четырнадцати лет. Впрочем, учение не могло не быть увлекательным, поскольку предполагало активное участие в дискуссиях и диспутах.
Университеты, таким образом, решали несколько взаимосвязанных задач. Прежде всего, они готовили кадры хорошо обученных и подготовленных идейных защитников христианства. Они же производили богословско-философскую продукцию. На протяжении веков была создана огромная литература. Совокупность доктрин (своеобразное «доктринальное тело»), созданных в период средневековья, и принято называть схоластикой в собственном смысле.
Кроме прямых результатов деятельности ученых, развитие университетов привело к ряду эффектов, которые можно назвать побочными. Однако они имели большое значение для средневековой и последующей европейской культуры. Во-первых, университеты способствовали сглаживанию социальных противоречий, так как доступ в них был открыт для людей всех сословий и классов. К тому же учащиеся из бедных семей могли рассчитывать на материальную поддержку на весь период обучения. Во-вторых, студенты и профессора университетов составили в своей совокупности особое сословие - корпорацию людей, разных по своему происхождению. Происхождение в составе этой корпорации переставало играть ту решающую роль, какую оно играло в средневековом обществе в целом. На передний план выходили знания и ум. В этой среде возникло новое понимание благородства - благородство не по крови и богатству, а по уму. Наконец, университетская ученость и знания никак не настраивали на оппозиционность и бунтарство. Напротив, средневековый студент и профессор - именно те, кто в наибольшей мере заинтересован в стабильности существующего порядка и в его постепенном нравственном совершенствовании. Университетское сословие было не отщепленным от общества, а представляло собой одну из его фундаментальных опор.
- Вопрос 1: философия. Круг её проблем и роль в обществе.
- Вопрос 2 : Философия и мировоззрение
- Вопрос 3:Философия и религия
- Вопрос 4: Основной вопрос философии
- Вопрос 5: Философия Древней Индии
- Вопрос 6: Философия Древнего Китая
- Вопрос 7: Милетская философская школа
- Вопрос 8: эталийская философия. Пифагор и пифагорейцы
- Вопрос 9: Материализм Демокрита
- Вопрос 10:Философия софистов и Сократа
- Вопрос 11:Философия Платона
- Вопрос 12 Философия Аристотеля
- Вопрос 13: Возникновение христианской философии и апологетика
- Вопрос 14: Философия Августина Блаженного
- Вопрос 15: Общая характеристика схоластики
- Вопрос 16: Политика номиналистов и реалистов
- Вопрос 17Философия Фомы Аквинского (томизм)
- Вопрос 18: Гуманизм и и антропоцентризм философии Возрождения
- Вопрос 19: Ренисанский скептицизм Монтеня (дописать)
- Вопрос 20: Эмпиризм Бэкона(материалист)
- Вопрос 21:Механический материализм Гоббса
- Вопрос 22:Теория познания и социальная философия Локка
- Вопрос 23: Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- Вопрос 24:Философия человека Паскаля
- Вопрос 25: Философия Лейбница. Учение о монадах
- Вопрос 26: Философия эпохи просвещения
- Вопрос 27: Философия Канта
- Вопрос 28: Философия Гегеля
- Вопрос 29: Философия марксизма
- Вопрос 30: Бытие
- Вопрос 31: Материя (материальное бытие)
- Вопрос 32:Движение как способ существования материи
- Вопрос 33: Пространство и время как формы существования материи
- Вопрос 34: Философское понимание сознания
- Вопрос 35: Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание
- Вопрос 36: Философское понимание познания
- Вопрос 37: Диалектика
- Вопрос 38: Закон единства и борьбы противоположностей
- Вопрос 39: Закон перехода количественных изменений в качественные
- Вопрос 40: Закон отрицания отрицания
- Вопрос 41: Философские проблемы антропосоциогенеза.
- Вопрос 42: Понятие индивид, индивидуальность, личность, масса. Личность и массы в истории.
- Вопрос 43: Свобода и ответственность. Насилие и ненасилие в жизни человека и общества
- Вопрос 44: Этика, мораль и право. Нравственные ценности личности