Вопрос 29: Философия марксизма
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику и социально-политическую проблематику.
В ряде стран (например, СССР) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали: предшествующая материалистическая философия; бурный рост открытий в науке и технике; крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов; кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
Главными произведениями основателей марксизма являются: "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса; "Капитал" К. Маркса; "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса; "Диалектика природы" Ф. Энгельса др.
Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).
Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства;
• отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация человека человеком.
Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии; Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
- Вопрос 1: философия. Круг её проблем и роль в обществе.
- Вопрос 2 : Философия и мировоззрение
- Вопрос 3:Философия и религия
- Вопрос 4: Основной вопрос философии
- Вопрос 5: Философия Древней Индии
- Вопрос 6: Философия Древнего Китая
- Вопрос 7: Милетская философская школа
- Вопрос 8: эталийская философия. Пифагор и пифагорейцы
- Вопрос 9: Материализм Демокрита
- Вопрос 10:Философия софистов и Сократа
- Вопрос 11:Философия Платона
- Вопрос 12 Философия Аристотеля
- Вопрос 13: Возникновение христианской философии и апологетика
- Вопрос 14: Философия Августина Блаженного
- Вопрос 15: Общая характеристика схоластики
- Вопрос 16: Политика номиналистов и реалистов
- Вопрос 17Философия Фомы Аквинского (томизм)
- Вопрос 18: Гуманизм и и антропоцентризм философии Возрождения
- Вопрос 19: Ренисанский скептицизм Монтеня (дописать)
- Вопрос 20: Эмпиризм Бэкона(материалист)
- Вопрос 21:Механический материализм Гоббса
- Вопрос 22:Теория познания и социальная философия Локка
- Вопрос 23: Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- Вопрос 24:Философия человека Паскаля
- Вопрос 25: Философия Лейбница. Учение о монадах
- Вопрос 26: Философия эпохи просвещения
- Вопрос 27: Философия Канта
- Вопрос 28: Философия Гегеля
- Вопрос 29: Философия марксизма
- Вопрос 30: Бытие
- Вопрос 31: Материя (материальное бытие)
- Вопрос 32:Движение как способ существования материи
- Вопрос 33: Пространство и время как формы существования материи
- Вопрос 34: Философское понимание сознания
- Вопрос 35: Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание
- Вопрос 36: Философское понимание познания
- Вопрос 37: Диалектика
- Вопрос 38: Закон единства и борьбы противоположностей
- Вопрос 39: Закон перехода количественных изменений в качественные
- Вопрос 40: Закон отрицания отрицания
- Вопрос 41: Философские проблемы антропосоциогенеза.
- Вопрос 42: Понятие индивид, индивидуальность, личность, масса. Личность и массы в истории.
- Вопрос 43: Свобода и ответственность. Насилие и ненасилие в жизни человека и общества
- Вопрос 44: Этика, мораль и право. Нравственные ценности личности