logo search
История Нагорного Карабаха

Арцахская Епархия после Октябрьской Революции 1917-го года

После Октябрьской Революции 1917-го года, несмотря на многочисленные ожесточенные протесты армянского народа Нагорного Карабаха, российские большевики отделили Нагорный Карабах от Армении и присоединили его к Азербайджану. В результате, армянское христианство в Нагорном Карабахе попало под двойной гнет — как со стороны советской власти большевиков-атеистов, так и со стороны азербайджанских националистов из Баку. Все армянские церкви в Нагорном Карабахе были вскоре закрыты. В конечном счете, многие из них пришли в упадок или были разрушены группами азербайджанцев, направляемых из Баку с целью ликвидации армянского исторического наследия Арцаха. Епархия Карабаха была ликвидирована в 1930 году. Многие армянские священники из Карабаха были сосланы в Сибирь, а некоторые были убиты прямо в церквях и монастырях, часто во время церковной службы.

После репрессий со стороны советских властей и азербайджанских националистов, Нагорно-Карабахская Автономная Область стала единственной советской национально-территориальной единицей, где не было ни одной функционирующей церкви, несмотря на то, что более 90 процентов ее населения были христианами. Напротив, у небольшого мусульманского меньшинства Нагорного Карабаха было в распоряжении две функционирующих мечети в городе Шуши, плюс одна мечеть в городе Агдам, рядом с административной границей Нагорно-Карабахской Автономной Области.

Несмотря на тяжелые времена, некоторые армянские священнослужители из Нагорного Карабаха пережили преследования и даже заняли высокие посты в иерархии Армянской Апостольской Церкви. Самым выдающимся из них был, несомненно, Католикос Гарегин I Овсепян (1867-1952). Гарегин Овсепян родился в поселке Магавуз, на территории бывшего арцахского/карабахского княжества Джраберд. С крестом в руке и молитвой на устах, Отец Гарегин вдохновлял народных ополченцев во время сражения армянских войск против турецких интервентов при Сардарапате (25 мая 1918 г.), и позже получил известность как историк искусства. В годы советской власти он вместе с великим зодчим Александром Таманяном участвовал в создании комитета охраны исторических памятников Армении. В 1925 г. Гарегин Овсепян был рукоположен архиепископом и назначен духовным предводителем армян Крыма и Новой Нахичевани. В 1930-е годы, Хорен I Мурадбегян, Католикос Всех Армян, стремясь спасти выдающегося ученого-священнослужителя от сталинских репрессий, назначил его предводителем Американской Епархии и сумел переправить его за границу — в США (самого же Католикоса Хорена I вскоре убивают по приказу Л. Берия). После долгих лет проведенных в эмиграции и служения в приходах армянской диаспоры, в 1947 г. Гарегин Овсепян был избран Католикосом Святого Престола Киликии, вследствие чего стал вторым по степени важности иерархом Армянской Апостольской Церкви.