logo search
Ierey-Oleg-Davydenkov_-Katikhizis_-Kurs-lektsy

3.5. Священное Писание — наиважнейшая из форм Священного Предания

Таким образом, Священное Писание, Правило веры и литургическое предание суть не взаимодополняющие друг друга части Священного Предания, а неразрывно связанные между собой формы единого Предания, тождественные по своему содержанию. Можно сказать, что одна и та же Богооткровенная Истина в Священном Писании благовествуется, в Правиле веры преподается в доктринальной форме, а в литургической жизни Церкви действуется и славословится.

Из всех форм, в которых воплощается Предание, Священное Писание имеет для нас наибольшее значение. Архим. Софроний указывает две причины превосходства Священного Писания над другими формами:

форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения ее и по удобству пользования ею…”61

По словам свт. Филарета Московского,

Богодухновенное Писание есть неизменнее, — особенным устроением Духа Божия, упроченный вид Предания”62.

Священное Писание —

единственный источник вероучения, о котором со всей уверенностью можно сказать, что он ни в чем не погрешает против полноты доступной нам Божественной Истины. Именно оно в наибольшей полноте и совершенстве показывает образ спасительного действия Бога в мире”63.

Согласно “Пространному Катихизису”, Священное Писание дано, “чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно”64. Поэтому

с тех пор, как учение христианское заключено в Священные книги, Святая Церковь, для верного и неизменного сохранения сего учения, имеет обычай и правило, не только мысли сего учения на непреложном свидетельстве богодухновенного Писания утверждать, но и самые слова и выражения, для означения важнейших предметов и частей заимствовать из того же чистого источника Писания”65.

Кроме того, православное богословие “непрестанно проверяет себя при помощи Писания”66.