ВВЕДЕНИЕ
Попытки доказать существование Бога, которые хотя бы частично основаны на эмпирических наблюдениях и логике, принято называть доказательствами бытия Божия. Эти рациональные доводы, в целом, противопоставляются религиозному иррационализму, согласно которому, познание Бога является неподдающимся логическому анализу Таинством.
Существует очень много таких доводов, которые можно разделить на четыре крупные группы - метафизические, эмпирические, логические и субъективные. Приводимые доказательства не должны быть обязательно привязаны к божеству какой-либо конкретной религии, однако исторически были сформулированы, прежде всего, в христианстве, исламе и иудаизме, на основании метафизики древнегреческой философии.
Общепринятое доказательство существования Бога не сформулировано. Данный вопрос не рассматривается научным сообществом, которое в большинстве своём придерживается мнения о том, что религия и наука являются непересекающимися магистериями. Тем не менее, вопрос о существовании Бога продолжает оставаться предметом оживлённых философских споров и общественных дискуссий.
Чтобы доказать существование Бога, традиционно применяются космологическое доказательство, телеологическое доказательство, нравственное доказательство и онтологическое доказательство. Основываются эти доказательства, соответственно, на космологии, на мироустройстве, на нравственном законе и на идее абсолютно совершенного (или необходимого) Существа.
Космологический аргумент: «Всё должно иметь причину. Первопричина всего есть Бог», встречается, отчасти, уже у Аристотеля, который разграничил понятия о бытии случайном и необходимом, условном и безусловном, и заявлял о необходимости признания в ряду относительных причин первого начала всякого действия в мире.
Авиценна математически сформулировал космологический аргумент существования Бога как единой и неделимой причины всего сущего. Впоследствии это доказательство было упрощено и формализовано.
Цель работы заключается в проведении системного анализа космологического аргумента существования Бога.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
-охарактеризовать историю развития космологического доказательства;
-исследовать формы доказательств;
-провести обзор космологических аргументов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе представлена общая характеристика и форма космологических доказательств.
Во второй главе проведен обзор и анализ основных космологических аргументов.
В третьей главе проанализированы космологические доказательства нового времени.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1.Характеристика космологического аргумента
- 1.1 История развития космологического доказательства
- 1.2 Формы доказательства
- ГЛАВА 2.Обзор космологических доказательств
- 2.1 Аристотель: Недвижимый двигатель (двигатели)
- 2.2 Ансельм: доказательства космологического типа
- 2.3Фараби: «доказательство необходимого существования»
- 2.4 Авиценна: «доказательство первой причины»
- 2.5 Фома Аквинский: пять доказательств
- 2.6 Дуне Скот: доказательство, основанное на порождаемости
- ГЛАВА 3.Обзор космологических доказательств нового времени
- 3.1 Лейбниц: «доказательство достаточного основания»
- 3.2 Тейлор: обновление космологического доказательства
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ