2.3Фараби: «доказательство необходимого существования»
Арабские и иудейские философы Средневековья оказали свое влияние на позднейшие христианские формы космологического доказательства. Мусульманский мыслитель Фараби (870-950) заложил краеугольный камень будущих схоластических доказательств, проведя различие между понятиями сущности и существования.
Аристотель проводил различие между тем, что есть вещь, и тем, что она есть. Но Фараби сформулировал это как различие между сущностью вещи и ее существованием. На такое различие опирается доказательство существования Бога. В ходе рассуждений выдвигается концепция «возможных существ», сущность которых отличается от их существования. Эти существа «не обязаны» существовать. Некогда они и не существовали, так как свойство существования не содержится в их сущности. Можно сказать, что их бытие «случайно», а не «сущностно»Рой Пикок, Краткая история вечности, Кроссуэй, 1990. С. 73..
Такие существа должны получать существование от других существ. Те существа - причина первых - тоже могут иметь свою причину. Но в начале цепочки причин должно быть некое существо, не имеющее причины. Эта Первая причина должна быть «сущностным» существом, чья сущность состоит в том, чтобы существовать. Только существованием такого Необходимого Существа объясняется существование всех случайных существ.
С философской точки зрения, коль скоро есть такие существа, сущность которых сводится к тому, чтобы не существовать, то должно быть Существо, сущность Которого - существовать. Возможные существа не возможны, если нет Необходимого Существа, от которого они могут получить свое существование. А поскольку существо не может дать существование другому, если в собственном существовании зависит от другого, должно быть Существо, существование Которого не дано ему чем-то другим, но Которое дает существование всем прочим.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1.Характеристика космологического аргумента
- 1.1 История развития космологического доказательства
- 1.2 Формы доказательства
- ГЛАВА 2.Обзор космологических доказательств
- 2.1 Аристотель: Недвижимый двигатель (двигатели)
- 2.2 Ансельм: доказательства космологического типа
- 2.3Фараби: «доказательство необходимого существования»
- 2.4 Авиценна: «доказательство первой причины»
- 2.5 Фома Аквинский: пять доказательств
- 2.6 Дуне Скот: доказательство, основанное на порождаемости
- ГЛАВА 3.Обзор космологических доказательств нового времени
- 3.1 Лейбниц: «доказательство достаточного основания»
- 3.2 Тейлор: обновление космологического доказательства
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ