logo
Анализ космологического аргумента существования Бога

2.2 Ансельм: доказательства космологического типа

Еще до Ансельма «доказательство» бытия Бога предложил св. Августин. Затем это сделал Ансельм (1033 - 1109). Наиболее известно его онтологическое доказательство - в труде Proslogion, однако в предшествующем труде, Monologion, Ансельм предложил три апостериорных доказательства существования Бога (Anselm Monologion, 1-3).

Первое доказательство Ансельма основано на существовании благих вещей:

1) Благие вещи существуют.

2) Либо причина этой благости одна, либо их много.

3) Если их много, то нет возможности сравнивать их благость. Однако некоторые вещи лучше остальных.

4) Значит, существует одно Высшее Благо, порождающее благость во всех благих вещах.

Второе доказательство похоже на первое, но основано на совершенстве:

1) Некоторые существа ближе к чистому совершенству, чем другие.

2) Но сущности не могли бы быть более или менее совершенными, если бы не существовало одного эталона абсолютного совершенства для сравнения.

3) Этот эталон есть Самое Совершенное Существо.

Третье доказательство, основанное на бытии, с наибольшей очевидностью является космологическим:

1) Нечто существует.

2) И оно существует либо из ничего, либо из чего-то.

3) «Ничто» не может породить нечто.

4) Существует, следовательно, нечто, которое либо единично, либо множественно.

5) В случае множественности сущности взаимно зависели бы в своем существовании друг от друга либо зависели бы от чего-то еще.

6) Они не могут взаимно зависеть в своем существовании друг от друга. Сущность не может существовать через другую сущность, которой сама предоставляет существование.

7) Следовательно, должна быть одна сущность, через которую существуют все остальные сущности.

8) Эта сущность должна существовать через самое себя.

9) То, что существует через себя, существует в высшей среди всех степени.

10) Следовательно, высшее совершенное существо существует в высшей среди всех степени.

Эти доказательства, в отличие от доказательства Платона, но в согласии с рассуждениями Плотина, отождествляют Творца с высшим Благом. В отличие от доказательства Аристотеля, эти доказательства видят в Боге действующую, а не конечную причину мироздания. Ансельм, в отличие от Платона и Аристотеля, считает, что эта действующая причина не просто воздействует на вечно существующую материю, но является причиной всего, в том числе материи.

Эти христианские теистические доказательства сочетают в себе по меньшей мере три особенности: 1) действующая причина из доказательства в «Тимее» Платона; 2) отождествление такого Бога с Благом из «Государства» Платона, с высшим совершенным Существом; 3) отождествление такого Бога с иудейско-христианским Богом. Такой Бог является причиной самого бытия а не форм бытия - для всего, что существует.