logo
Анализ космологического аргумента существования Бога

3.1 Лейбниц: «доказательство достаточного основания»

Самая значительная в эпоху нового времени форма космологического доказательства восходит к Готфриду Вильгельму Лейбницу (1646 - 1716), немецкому мыслителю-рационалисту. Его доказательство выглядит такДэвид Фостер, Ученые-философы (Нью-Йорк: Дорсет, 1985). С. 32.:

1) Весь (наблюдаемый) мир изменяется.

2) Все, что изменяется, не имеет внутри себя основания для собственного существования.

3) Для всякой вещи имеется достаточное основание, либо внутри нее самой, либо вовне.

4) Следовательно, для этого мира должна иметься внешняя причина его существования.

5) Эта причина либо является собственным достаточным основанием, либо имеет причину вне себя.

6) Бесконечной регрессии в цепочке достаточных оснований быть не может, ибо недостижимость объяснения не является объяснением; но объяснение должно быть.

7) Следовательно, должна существовать Первопричина мироздания, которая не имеет основания вне себя, но является собственным достаточным основанием. Достаточное основание содержится в себе самом, а не вне себя.

Под влиянием ученика Лейбница, Кристиана Вольфа ( 1679 - 1754), эта форма стала образцом для космологического доказательства в современную эпоху. Вольф начинал свое доказательство несколько иным образом:

1) Человеческая душа существует (то есть мы существуем).

2) Ничто не существует, не имея достаточного основания, чтобы существовать.

3) Основание для нашего существования должно содержаться либо в нас самих, либо в чем-то другом, отличном от нас.

4) Основания для нашего существования в нас самих нет. Наше небытие возможно или мыслимо.

5) Итак, основание для нашего существования должно находиться вне нас.

6) Нельзя прийти к достаточному основанию для существования, не придя к существу, имеющему внутри себя основание для собственного существования. Если оно не имеет такого основания внутри себя, оно должно иметь его вне себя.

7) Существо, имеющее внутри себя основание для собственного существования, есть Необходимое Существо.

8) Следовательно, вне нас должно быть Необходимое Существо, которое является достаточным основанием для нашего существования. Если бы не было Необходимого Существа вне нас, мы сами были бы необходимыми существами, имея достаточное основание для своего существования в самих себе.

9) Логически невозможно, чтобы Необходимое Существо не существовало. Самодостаточное существование с необходимостью вытекает из природы Необходимого Существа.

10) Следовательно, это Необходимое Существо тождественно самодостаточно существующему Богу Писания.

Формулировка космологического доказательства по Лейбницу-Вольфу существенно опирается на принцип достаточного основания, который обычно выдвигается в качестве чисто аналитического, то есть очевидно истинного принципа. Это доказательство по форме - апостериорное, а не экзистентное. Оно начинается с факта бытия неких сущностей, но продолжается чисто логическим выводом заключения, так что оно основано на концептуальной уверенности, а не на фактической (экзистентной) уверенности. Именно с этого пункта началась критика космологического доказательства в современную эпоху. Даже философы-схоласты XVIII и XIX вв. были привержены такого рода аргументации. Их переформулировки космологического доказательства Фомы Аквинского уязвимы для той же самой критики.