logo
Анализ космологического аргумента существования Бога

1.1 История развития космологического доказательства

Аргументом, доказывающим существование Бога, является аргумент, который называют «причиной» или космологическим аргументом, заключающимся в том, что мир существует. Первым космологическим аргументом, доказывающим существование Бога, является тот факт, что мир должен был произойти каким-то образом. Кто-то или что-то в определенный момент времени должно было явиться причиной происхождения Вселенной. Например, книга: ни одно издательство, даже оснащенное самым современным оборудованием, не способно само по себе, без писателя напечатать ее. Обязательно должен существовать автор. Кто-то сотворил деревья, мир вокруг нас, кто-то управляет Вселенной. Если положить детали от часов в коробку и трясти ее в течение 150 биллионов лет, то часы сами по себе не собрались бы случайно в сложный механизм и не начали бы идти. Единственным разумным ответом интеллектуально честного человека на вопрос о существовании мира и причине его происхождения является утверждение бытия разумного существа вне космоса. Если основываться на теории Дарвина или на какой-нибудь другой теории эволюции, то вероятность происхождения человека равна вероятности получения словаря из обломков взорванной типографии. Мы полны милосердия к сторонникам теории эволюции, которые верят в то, во что они хотят верить. Сейчас это называется свобода словаМортимер Дж.Адлер, Как думать о Боге (Нью-Йорк: Макмиллиан, 1980). С. 32..

Космологическое доказательство имеет очень давнюю историю. В первоначальном виде оно восходит еще к Аристотелю. Точнее было бы говорить не об одном космологическом доказательстве, а о нескольких. Во всех этих доказательствах выбирается определенный аспект мира: наличие движения, причинности, степеней совершенства, порядка и гармонии и через эти элементы мира показывается реальное присутствие Бога в мире. Наиболее известны космологические доказательства, принадлежащие Фоме Аквинскому. Св.Фома не рассматривал их как научные доказательства, хотя они и имеют логическую структуру. Его рассуждения, по выражению Маритена, представляют собой скорее "дороги", ведущие к Богу. Общая схема всех аргументов похожа, мы рассматриваем различные аспекты той действительности, которая нас окружает, и обнаруживаем, что Бог является центром небезусловного существования всех образующих мир вещей. Каждый из аспектов чувственного бытия нуждается в первопричине, поэтому и ведущие к Богу пути различны. При этом Фома Аквинский не полагает, что на основе его доказательств можно дать определение Бога. Конечно, Перводвигатель есть Бог, Первопричина есть Бог, но нельзя сказать, что бог есть Перводвигатель или Первопричина. "Центральное звено таких доказательств - не то, чем именно является причина (потому что мы не можем даже поставить вопрос о том, чем является вещь, пока не узнаем, что она существует), а то значение, которое обычно имеет слово, эту причину обозначающее". Для св. Фомы следствия, которые проистекают из бога, достаточны для доказательства его существования, но недостаточны для того, чтобы постичь, чем Он является. Всякое доказательство бытия Бога, основанное на данных чувственного опыта, предполагает бытие мира, но Бог мог и не создавать мир, и все равно не перестал бы быть Богом. Просто "дороги" Фомы Аквинского, каждая своим особым образом, показывают, что должно существовать существо, сущностью которого является существование, которое является бытийным основанием всего космоса.

В «Расследовании о человеческом познании» Юм пишет: «...мы никоим образом не можем приписать причине какие-либо качества помимо тех, которые являются в точности достаточными для того, чтобы произвести следствие».

Этот принцип необходимо иметь в виду при рассмотрении космологического доказательства. Этот аргумент - попытка доказать существование трансцендентного творца, исходя из факта существования мира. Ища объяснение тому, почему существует мир (если таковое объяснение требуется), мы не имеем права приписывать Богу какие-либо иные качества помимо тех, которые необходимы для акта творения.

Конечно, к вопросу о существовании мира можно подойти под совершенно другим углом. Например, Ричард Суинберн в своей работе «Существует ли Бог» начинает с идеи Бога как личности, а затем ставит вопрос, была ли у такого Бога причина сделать мир таким, каков он есть. Например, рассматривая предоставленную человеку возможность выбора между действием и постижением мира, Суинберн делает вывод: «Поскольку Бог дал людям такие возможности, у него были основания создать мир, которым управляют именно те законы природы, которые мы имеем».

Далее философ продолжает: «У Бога были основания создать упорядоченный мир, потому что красота - это благо...»

Объяснения Суинберна не всегда связаны с интересами человечества; так, например, он утверждает, что Бог сотворил животных, дабы наслаждаться их красотой.

Если отталкиваться от такого представления о Боге как личности, которая разделяет наши взгляды на личную ответственность, нравственные проблемы, связанные со страданием, а также наше эстетическое чувство, тогда, конечно, можно интерпретировать мир соответственно этому представлению.

Гораздо более сложная задача - начать с грубых фактов мира, данного нам в опыте, и проанализировать, требует ли существование этого мира веры в Творца. Тогда мы с равной вероятностью можем прийти к выводу, что вселенная «просто существует» как факт, не требующий дальнейших объяснений, или что любые объяснения выходят за рамки человеческого понимания, потому что весь наш образ мыслей сам по себе является частью вселенной и не может вывести за ее пределы и открыть нам какую-либо иную перспективу.