logo
Догматическое Богословие

7. Церковь Христова

"Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души" (святитель Филарет, митрополит Московский) (†1867 г.).

Православный катихизис предназначен дать церковный ответ на вопросы: "Как веровать? Как молиться? Как жить?"

На вопрос: "Как веровать, чтобы угодить Богу и спастись?" можно дать следующий ответ: веровать надлежит так, как научил веровать Сам Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Эту спасительную Веру содержит Его Святая Церковь, поэтому мы можем сказать, что ВЕРА ЦЕРКВИ – это Вера Христова.

Вера Церкви обнаруживается в жизни церковной: в молитве, в Богослужении, в жизни святых Угодников Божиих. Поскольку краеугольным основанием Православного Богословия является Пасха – спасительное Воскресение Христово, то и в настоящем курсе сначала рассматривались свидетельства Церковного Богословия о спасительной Пасхе Христовой, а затем раскрывалось пасхальное значение Таинств церковных – Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Покаяния, а также церковных праздников, святынь, правил, обычаев и обрядов церковных, то есть самое важное в жизни Церкви и в церковной жизни каждого православного христианина.

Теперь, после первоначального ознакомления с церковной жизнью и церковной терминологией, следует ответить на такой важнейший катихизический вопрос: "Что такое Церковь?"

В Катихизисе Святителя Филарета, митрополита Московского, на вопрос "Что есть Церковь?" приводится следующий ответ: "Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами".

Протоиерей Серафим Слободской в книге "Закон Божий" (руководство для семьи и школы) дает более расширенное определение Церкви:

"Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших ("ибо у Бога все живы" Лк. 29, 38), соединенных между собою ВЕРОЮ и ЛЮБОВИЮ Христовой, священноначалием и святыми Таинствами". (Изд. "Сатис", Спб., 1997, с. 446).

Эти катихизические определения Церкви, как первое, так и второе, были, по-видимому, вполне достаточны для внутрицерковных учебных целей того времени, когда составлялись вышеуказанные учебные пособия – Катихизис Святителя Филарета и "Закон Божий". В настоящее же время, когда преподавание и изучение православного катихизиса должно стать реальным церковным оглашением, а не отвлеченным от церковной жизни заучиванием какого-либо писанного катихизического курса, вышеприведенные определения Церкви являются недостаточными.

Недостаточность подобных определений Церкви была осознана лучшими богословами Русской Церкви еще в начале ньшешнего века. Архиепископ Илларион (Троицкий) (†1929 г.), автор многократно переиздаваемой в последние годы книги "Христианства нет без Церкви" еще в 1912 году, будучи исполняющим дела доцента Московской Духовной Академии, напечатал в типографии Троице-Сергиевой лавры свой богословский труд "Очерки из истории догмата о Церкви". В предисловии этой богословской диссертации он писал следующее.

"Догмат о Церкви можно назвать самосознанием Церкви. Именно этот догмат определяет, что такое есть Церковь и в чем ее отличие от всего того, что не есть Церковь. Церковь не есть явление земного порядка; таинственные глубины церковной жизни, согласно неложному обетованию Христа Спасителя всегда и неизменно обвеваются благодатными силами Святого Духа. Эта таинственная жизнь Церкви не может, конечно, быть во всей глубине предметом логических определений и научных исследований; она непосредственно дается тому, кто в ней участвует". ("Очерки из истории догмата о Церкви", М., 1997).

Архиепископ Илларион дает следующее определение: "По учению Самого Иисуса Христа, Его Церковь есть сверхъестественное благодатное соединение возрожденных Богочеловеком людей в союз любви. В своем историческом проявлении это благодатное общество, конечно, должно существенно отличаться от всех других естественных соединений людей в общества. Это Царство Божие, оно не от мира, его характер не мирской, оно не подобно царствам политическим, в основе которых лежит власть и принуждение". (там же, с. 6).

Если мы веруем, что Церковь Христова есть новое, совершенно особенное и уникальное на земле явление, то понимаем невозможность отвлеченно-логического или научно-философского определения Церкви, в Церковь Христову мы веруем.

Перед принятием Святого Крещения, на Божественной Литургии перед Святым Причащением, в утренних молитвах и во многих других церковных и частных молитвах мы поем или читаем Символ веры. В девятом члене Символа веры мы исповедуем свою веру в истину Церкви Христовой: "Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Несмотря на прискорбные отделения несториан и монофизитов в Древней Церкви и на отпадение Рима от Православия в средние века, "Православная Церковь и сейчас осознает свое тождество с Древней Церковью, с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Символа веры" (Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский. "Символические тексты в Православной Церкви". Сборник "Богословские труды", №4, М., 1968, с. 8).

"Православная Церковь сознает, что она является подлинным и неумаленным продолжением Древней Апостольской и отеческой Церкви, вернее, она есть Апостольская и отеческая Церковь нашего времени и что она обладает, всей полнотой даров Святого Духа до конца веков". (Там же, с. 7).

Откуда же у нас, православных христиан, такое убеждение, что именно Православие – это есть Церковь Христова на земле?

Ответ: Святое Православие есть Церковь Христова на земле, потому что оно содержит Веру Церкви, о чем неоспоримо свидетельствуют источники Церковного Богословия. При тщательном изучении источников Церковного Богословия к этому же выводу приходят и инославные исследователи церковной истории и церковной жизни.

Об этом же усердно молимся мы в первое Воскресенье Великого поста (Неделя Торжества Православия), когда хвалимся о Господе (Иер. 9, 23-24) спасительной Верой Церкви: "Сия Вера Апостольская! Сия Вера Отеческая! Сия Вера Православная! Сия Вера вселенную утверди!" Мы сохраняем и свою принадлежность к Церкви Христовой Православной, храня Веру Церкви.

Говоря о Своих грядущих страданиях и крестной смерти, Христос Спаситель дал обетование о Церкви: "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф. 16, 18). По синодальному переводу: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".

Как Христос создал Церковь Свою?

Об этом есть два драгоценнейших свидетельства Священного Писания Нового Завета. "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее" (Еф. 5, 25), – учит святой Апостол Павел. Он же, давая наставление церковным пресвитерам, говорил: "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28). По-церковнославянски: "юже стяжа Кровию Своею". Следовательно, Христос Спаситель создал, приобрел, стяжал Церковь Свою через крестные страдания и смерть.

Полнота жизни церковной открылась в день новозаветной Пятидесятницы, когда преисполненные благодатных дарований Духа Святого апостолы Христовы через таинства Крещения, Миропомазания и Евхаристии стали принимать в лоно Церкви новых ее членов. И в последующие дни через проповедь Апостолов и таинства церковные "Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян. 2, 47). В этом смысле День сошествия Святого Духа на Апостолов и первого крещения уверовавших во Христа распятого и воскресшего (Деян. 2) иногда называют днем рождения Церкви. Но основал (стяжал) Себе Церковь Спаситель мира пречистою Своею Кровию, излиянную за жизнь мира на Кресте.

Святой Апостол Павел, раскрывая пасхальный смысл экклезиологии (экклезиология – учение о Церкви), многократно называет Церковь телом Христовым (Еф. 1, 22-23; Кол. 1, 18; 1 Кор. 12; 13, 27). Христос Спаситель – "глава тела Церкви" (Кол. 1, 18). И мы, крестившиеся в смерть Христову (Рим. 6, 3) и питающиеся от Чаши Евхаристии (1 Кор. 11; 24-26), по учению Апостола Павла – также "тело Христово, а порознь члены" Церкви Христовой (1 Кор. 12, 27).

Указывая на пасхально-евхаристическую природу Церкви Христовой, П. Флоренский сочинению "О Церкви" (1906 г.) предпослал следующий святоотеческий эпиграф: "Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наше учение" (Святой Ириней Лионский. "Против ересей", IV, 18). Под заглавием "Понятие Церкви в Священном Писании" это богословское сочинение опубликовано в 12-м сборнике "Богословских трудов" (Изд. Московской Патриархии, М., 1974, с. 71-183). На основании Священного Писания здесь подробно раскрываются основные свойства Церкви Христовой (единство, святость, соборность и апостольское достоинство), а также таинственно-символические именования Церкви Христовой в Священном Писании (Церковь-Здание, Церковь-Жена, Церковь-Тело).

Церковь Христова – не какое-либо человеческое сообщество, а собрание верующих, возглавляемое Самим Христом Спасителем и одушевляемое Духом Святым. Поскольку Апостол Павел называет Церковь телом Христовым, то Церковь Христова – это, скорее, организм, чем организация. Членами благодатного и священнотаинственного этого Тела Христова – Его Святой Церкви – люди становятся через спасительные Таинства церковные. Прилагает Господь Иисус Христос людей ко Святой Своей Церкви через Крещение, а питает их Словом Своим и Евхаристией. Причащаясь Тела и Крови Христовой, верующие становятся телом Христовым – Церковью.

Несколько перефразируя вышеприведенное изречение святого священномученика Иринея Лионского, можно сказать: "Наша православная экклезиология (учение о Церкви) согласна с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает нашу экклезиологию".

Церковь Христова – едина, что мы всегда исповедуем в Символе веры. Подразумевая под телом Церковь Христову, святой Апостол Павел пишет: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех и во всех нас" (Еф. 4, 4-6). Это единство Церкви сохраняется через единство Веры Церкви и единство Веры Церкви свидетельствует о единстве Церкви.

Дерзновенно исповедуя, что Святое Православие – это Церковь Христова на земле, мы, чада Церкви Христовой Православной, со смирением должны также сказать, что наше величайшее сокровище – ПРАВОСЛАВИЕ – мы носим в скудельных, то есть "в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываемая Богу, а не нам" (2 Кор. 4, 7). Потому, собравшись на церковную молитву, мы всегда просим Господа: "Утверди, Боже, Святую Православную Веру – Веру православных христиан, во век века!". А в некоторых храмах имеется обычай заканчивать вечернее Богослужение пением ирмоса: "Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси честною Твоею Кровию" (ирмос 3-й песни, глас 3-й).

Литература:

1. Архиепископ Илларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997.

2. Архимандрит Илларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. М., 1995.

3. Павел Флоренский. Понятие о Церкви в Священном Писании (Догматико-экзегетические материалы к вопросу о Церкви). "Богословские труды", №12, М., 1974, с. 71-183.

Прот. Борис Пивоваров

Из книги "Толкование на Символ веры". В. Н. Лосский, еп. Петр (Л’Юилье):

9-й член.

Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Представляя нам Церковь как объект веры, Символ напоминает, что она не только является собранием верующих, но играет первостепенную роль в истории спасения.

Во время Своего земного служения Господь наш Иисус Христос возвестил, что Он Сам будет ее Создателем (Мф. 16, 18), и многие новозаветные тексты гласят, что Христос – ее Глава (напр. Еф. 1, 22). Еврейское "Kahal" означает "собрание Израиля по призыву Бога". Так, читаем мы во Второзаконии: "чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои ... о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом Твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои ... И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях" (Втор. 4; 9-10, 13). Мы встречаем также термин "кахал-экклезиа" как обозначение торжественных народных собраний в Иерусалиме. Следовательно, этот термин никогда не встречался в нерелигиозном контексте, что соответствует его употреблению в Новом Завете и в древней христианской литературе, где он обозначает и поместную общину, и собрание верующих. Также часто встречается выражение "Церковь Божия" (1 Кор. 1, 2).

Церковь определена в Символе веры как Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Эти свойственные Церкви определения составляют одно неделимое целое, потому что каждое из них связано с остальными. Они различны по смыслу, но ни одного из них нельзя исключить. Иначе говоря, ущербно толковать или опускать любое из них – значит искажать смысл остальных. Так, например, православное понимание единства связано с определенным пониманием соборности. Не напрасно святой Киприан Карфагенский назвал свой труд, направленный против раскольников, "О единстве Соборной Церкви". Когда приступаешь к учению о Церкви, надо остерегаться неточностей и двусмысленных представлений. Следует избегать двух крайностей: с одной стороны, слишком "духовного" понимания Церкви, которое устраняет ее общественную и устроительную реальность; с другой – подчеркнутого институционализма, при котором духовная сторона Церкви уходит в тень. На деле оба эти аспекта могут быть соединены, как это и случилось в протестантской экклезиологии, которая допускает некоторую двойственность: по одну сторону – духовная Церковь избранных, по другую – общины устроительные.

Церковь Едина. Господь наш Иисус Христос основал только одну Церковь, которой Он обещал Свою помощь, и которая есть полноправная хранительница евангельского благовестия. Это утверждение в древности было не требующей доказательств истиной, которая и в наши дни для христиан, верных Преданию, таковой и остается. Не может быть нескольких Церквей, как не может быть нескольких истин. Правда, в соответствии с обычаем еще апостольских времен иногда говорят о "Церквях", имея в виду поместные общины, но это отнюдь не предполагает множественности, так же как совершаемая во множестве мест Евхаристия не предполагает какого-либо разделения Христа. Иное дело, когда употребляют термин "церковь" для обозначения общин христиан-диссидентов; в этом случае у него нет специального богословского значения, и при этом имеется в виду просто христианская община.

Когда мы говорим, что Церковь едина, мы имеем в виду всю полноту этого утверждения. В понятие единства Церкви мы вкладываем двоякий смысл. Существует единство во времени: Церковь нынешнего дня по сущности своей та же, что Апостольская и святоотеческая Церковь первых веков. Существует единство в пространстве: Поместные Церкви, исповедующие в чистоте православную веру и в верности хранящие апостольскую преемственность, находятся между собой в общении, у них Один Основатель и Глава – Христос.

Церковь Свята. Церковь свята потому, что, основанная Христом, она служит одному только Богу. Она, как невеста, не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного ... свята и непорочна (Еф. 5, 27). У Климента Александрийского мы читаем полные глубины строки: "Если мы называем святым или Самого Бога, или воздвигнутое в Его прославление здание, как же не называть преимущественно священной Церковь, ставшую святой в познании Славы Божией? Не есть ли она совершенно достойное Бога святилище, подготовленное не трудами делателей и не руками художников, но воздвигнутое во храм по воле Божией?" (Строматы VII, V - 23). Святая по призванию, Церковь есть носительница благодати, которую Дух непрестанно на нее изливает со дня Пятидесятницы. Благодать эта сообщается каждому из ее членов, сначала через крещение, затем через другие таинства. Жизнь в Церкви – это жизнь во Христе и ничего больше, и поэтому жизнь эта – всегда аскеза, которая исключает всякую пассивность.

Церковь Соборна (кафолична). Если в греческом светском языке термин "соборный" (кафолический) означает только лишь "всеобщий", то в языке Церкви он приобретает особый оттенок: соборность (кафоличность) – это свойство, которым обладала Церковь еще тогда, когда состояла из горсточки палестинских учеников, и чем в равной мере обладает и в наши дни, когда она распространилась по пяти континентам. Благовестие спасения, принесенное Иисусом Христом, – это благовестие для всего человечества (Мф. 28, 19-20); во Христе упразднены все расовые и культурные различия, как пишет святой апостол Павел: "Здесь нет различия между иудеем и эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его" (Рим. 10, 12). Эта всеобщность Церкви есть некая полнота, в которой, по христианскому православному учению, каждая личность может "процвести", потому что противопоставленность части и целого преодолена в Церкви, чья жизнь есть отражение жизни Бога Триединого. Соборность есть также отказ от сектантского партикуляризма, и именно этот аспект, прежде всего, подчеркнут в древних святоотеческих текстах, где мы и находим термин "соборный" (кафоличный). Так, в надписи на Послании "Мученичество святого Поликарпа" (II в.) мы читаем формулу: "Церковь Божия, пребывающая в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелноне и всем общинам мира, принадлежащим Святой Соборной Церкви" В середине II века на вопрос судьи мученик Пионий ответил, что он христианин; но так как этот ответ был признан недостаточным, его спросили, к какой он принадлежит Церкви, он ответил: "к Церкви Соборной" (кафолической). Термин "соборный" здесь обозначает истинную Церковь, основанную Христом. Именно такое значение неизменно находим мы в документах Соборов и, в частности, в догматическом постановлении отцов Первого Вселенского Собора (325 г.).

Церковь Апостольская. Она Апостольская потому, что основана была апостолами и потому, что она верно хранит переданное апостолами благовестие Спасителя. В этом смысле "апостоличность" – синоним "подлинности", и поэтому "апостоличность", в полном смысле этого слова, может относиться только к "Unam Sanctam" (Единой Святой), то есть к Церкви Православной. Непрерывность апостольского преемства – условие необходимое, но отнюдь не достаточное. Законными преемниками апостолов являются епископы, которые верно хранят апостольское учение; им принадлежит право возвещать слово истины и толковать Предание; им – каждому в отдельности и всем сообща – принадлежит учительная власть (Potestas docendi). Епископы (преемники апостолов) и их представители (священники) приносят от имени Церкви бескровную жертву, потому что к ним относятся слова Спасителя: "Сие творите в Мое воспоминание". Они обладают властью вязать и решить, и на них лежит обязанность пасти порученное им Богом духовное стадо. Православная Церковь никогда не сомневалась в том, что епископство принадлежит не к bene esse (благоденствию) или plene esse (численности) Церкви, но к самой ее природе. Поэтому святой Игнатий даже пишет, что надо "на епископа смотреть как на самого Спасителя". Это, однако, не означает, будто епископ самовластен; напротив, он должен быть связан с Преданием Церкви и быть в очевидном общении со всем епископатом православным, которому принадлежит полнота власти, в соответствии с вселенским устроением Церкви, унаследованным от общины апостолов. С другой стороны, если в силу учительной харизмы, вытекающей из апостольской преемственности, законные епископы обладают исключительным правом официально толковать преподаваемое Церковью вероисповедание (а поэтому и исключительной властью отлучать от Церкви еретиков), то всему народу христианскому надлежит защищать веру от всевозможных искажений. Именно в единстве пастырей и всего христианского народа, верных благовестию Спасителя и вере апостольской, проявляет себя соборное единство Святой Церкви.