Пасха христова
Вся Священная история Ветхого и Нового Завета есть история спасения рода человеческого – нашего спасения во Христе. Всё, что ради нас и нашего ради спасения совершил Господь наш Иисус Христос, на языке Церковного Богословия называется Домостроительством или Божественным Смотрением (усмотрением). Вершиной спасительного дела Христа является ПАСХА ХРИСТОВА – соединяющая Крест и Воскресение: "Пасха нетления – мира спасение" (конец экзапостилария Пасхи).
"Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16). Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении "является свидетельством любви Божией к человеку, хотя и падшему и отпавшему от Бога, но созданному Им по Своему образу и подобию. Все дело Иисуса Христа на земле пронизано единой мыслью о спасении человечества и складывается из отдельных исторических моментов – Воплощения, Крестной смерти, Воскресения, Вознесения и, наконец, ниспослания от Отца Святого Духа" (Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский. "Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении", ЖМП, 1973, №2, с. 64).
Пасха Крестная и Пасха Воскресения
Святой Апостол Павел, свидетельствуя о проповеди спасения, писал: "Мы проповедуем Христа распятого" (1 Кор. 1, 23); "я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1 Кор. 2, 1-2) и "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5, 7).
Внимательно читая Четвероевангелие, мы видим, что повествования Святых Евангелистов о страданиях и Крестной смерти Христа Спасителя – это наиболее подробная и наиболее текстологически совпадающая часть свидетельств всех четырех Евангелистов.
Эти свидетельства Евангелистов подтверждают слова Апостола Павла о том, что сущность апостольской проповеди – Крест и Воскресение Христово. Но сначала – добровольная искупительная жертва на Голгофе, а затем – Воскресение Христово. Без Креста нет и Воскресения, нет и Священной истории как истории нашего спасения. Сначала Пасха Крестная, а затем, как спасительное разрешение тайны Креста – преславное Воскресение Христово – Пасха Воскресения, или Пасха Воскресная.
"Единство страдания и Воскресения особенно подчеркивалось древне-церковным употреблением самого термина ПАСХА. Пасхой именовался Страстной пяток, в частности, и вся Страстная седмица (Пасха распятия, ( ), pascha crucificationis). Пасхой же именовался праздник Воскресения Господня (Пасха Воскресения, , pascha resurrectionis) и вообще вся Светлая седмица" (В. Ильин. "Запечатанный Гроб, Пасха нетления". – Издание Троице-Сергиевой Лавры, 1995, с. 4).
Только при таком взгляде на последние часы земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, на Его Голгофские страдания, смерть на Кресте и живоносное Воскресение "в первый же день недели, очень рано" (Лк. 24, 1) – можно понять богословский смысл словосочетаний "тридневное погребение" и "тридневное Воскресение" Христово. "Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф. 12, 40). И в Символе Веры мы исповедуем свою веру во Христа "воскресшего в третий день по Писанием" (5-й член Символа Веры).
Слова о тридневном Воскресении Христовом принадлежат великому проповеднику Креста (1 Кор. 1, 18) – Апостолу Павлу, они заимствованы в Символ Веры из его Первого послания к Коринфянам: "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию" (1 Кор. 15, 1-4).
Книги Священного Писания Ветхого Завета содержали в себе Божественные обетования, пророчества и прообразы о грядущем пострадать и имеющем воскреснуть ради нашего спасения Иисусе Христе, а Пасха Христова, заключающая в себе Крест и Воскресение, стала исполнением "закона и пророков".
Луке и Клеопе Воскресший Христос сказал: "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изьяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лк. 24, 25-27). "Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Ин. 1, 17).
Этим стихом завершается чтение Пасхального Евангелия на Божественной Литургии в День Светлого Христова Воскресения (Ин. 1, 1-17) и этим же свидетельством указывается основная линия Священной истории Ветхого и Нового Завета как истории спасения рода человеческого. "Закон был для нас детоводителем ко Христу" (Гал. 3, 24), а "конец (цель) закона – Христос" (Рим. 10, 4) – "Первенец из мертвых" (Кол. 1, 18). Христос умер и воскрес не ради Себя, но ради нас и нашего ради спасения. "Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним" (1 Сол. 4, 14).
О нерасторжимом, священнотаинственном и спасительном единстве Креста и Воскресения прекрасно говорит архиепископ Василий (Кривошеин) в богословском докладе "Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении":
"Крестная смерть Христова, являясь предпосылкой Его Воскресения, дорогой к нему, неразрывно связана с Воскресением и не мыслится без него. Этому учит нас Сам Христос: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24).
И в благочестии Православной Церкви почитание Креста неотделимо от прославления Воскресения: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!" В Воскресении раскрывается радостнотворная сила Креста. "Приидите, вси вернии, – поем мы за каждой воскресной утреней, – поклонимся святому Христову Воскресению. Се бо прииде Крестом радость всему миру!"
В Воскресении спасительное дело Христово, Его победа над смертью и адом активны и действенны, и поэтому Воскресение Христово есть высший этап Богочеловеческого Домостроительства, начинаемого Воплощением и завершенного Вознесением" (ЖМП, 1977, № 2, с. 67).
О произведении св. Мелиона Сардийского "О Пасхе"
Преп. Анастасий Синаит, цитируя св. Мелитона, называет его сочинение "Logos eis pathos" (Слово о страдании Христа). Это название соответствует сирийской версии произведения св. Мелитона, однако отличается от названия в греческих кодексах. Разница в названии связана с тем, что слово "pascha", происходящее от еврейского "pesach" (переход), созвучно греческому глаголу "paschein" (страдать) и воспринималось св. Мелитоном Сардийским как производное от этого глагола: "Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося – от "pathein" (претерпевать) произошло "paschein" (страдать; или – праздновать Пасху)". Такая этимология была весьма распространенной. Во II в. она встречается у св. Иринея Лионского. В IV в. св. Григорий Богослов указывает, что некоторые, приняв еврейское слово "pascha", означающее "переход", за указание на спасительное страдание Христа и изменив в нем две буквы ради созвучия с глаголом "fascka", назвали день Воскресения Христова Пасхой, потому что это слово "нравилось слуху народа". Позднее о той же этимологии упоминают св. Иоанн Златоуст, Прокопий Газский и другие авторы. Не удивительно, что преп. Анастасий Синаит называет сочинение св. Мелйтона "Eis pathos", что фактически было синонимом "Eis pascha".
Название, фигурирующее в сирийской версии и у преп. Анастасия, оправдывается еще и тем обстоятельством, что произведение св. Мелитона могло являться проповедью в Великую Пятницу – так, во всяком случае, считал К. Боннэр. Великая Пятница – день, посвященный воспоминанию страданий и крестной смерти Иисуса Христа – с глубокой древности называлась христианами "Пасхой распятия" (pascha stabrosimon), в отличие от "Пасхи воскресения" (pascha anastasimon), празднуемой в "день Солнца". Образ Христа страдающего и распинаемого был неотделим в сознании ранних христиан от образа Христа воскресшего, и Великая Пятница являлась началом пасхального торжества. К тому же, как было сказано, св. Мелитон вместе с малоасийскими Церквами праздновал Пасху в 14-й день лунного месяца, приходившийся на любой день недели, и, следовательно, воспоминание "Пасхи распятия" могло тоже совершаться в любой день накануне "Пасхи Воскресения".
- 1. Вера Церкви
- 2. Символ веры Церкви
- 3. Вера и Крещение
- 4. Евхаристия
- Божественная Литургия как пасхальная церковная служба
- 5. Христос – наша Пасха
- Пасха христова
- Пасхальная связь церковных праздников
- 6. Домостроительство нашего спасения
- Догмат искупления
- Догматические основания христианского аскетизма
- 1. Антропологическая основа
- 2. Сотериологическая основа
- 3. Телеологическая основа
- 7. Церковь Христова
- Свидетельства о Церкви святого апостола Павла
- 8. Эсхатология
- Свидетельства из различных источников Церковного Богословия по эсхатологии.
- 7 Член – и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
- 9. Предание
- 10. Догмат
- Догматическая деятельность Вселенских Соборов
- Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской
- Свт. Василий Великий. О Святом Духе. Глава 27
- 1. Теория Догматического развития
- 2. Богословская терминология
- 11. Откровение
- 12. Православие
- 13. Понятие о Церковном Богословии