Свидетельства о Церкви святого апостола Павла
В посланиях святого Апостола Павла Церковь Христова многократно именуется телом Христовым, и, что особенно важно, "у него с учением о Церкви неразрывно связано учение о любви" (священномученик архиепископ Иларион (Троицкий). "Очерки из истории догмата о Церкви", М., 1997, с. 31).
Церковь Христова в Посланиях Апостола Павла представляется не просто неким собранием единоверцев, но священнотаинственным Христовым единством членов Церкви, органически связанных с единой главой – Иисусом Христом и одушевленных единым Духом Святым.
Например, свое торжественное приветствие-обращение к ефесским христианам Апостол Павел завершает свидетельством о Церкви как о теле Христовом: "И все (Бог) покорил под ноги Его (Христа), и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем". (Еф. 1; 22-23); по-славянски: "И вся покори под нозе Его, и Того даде главу выше всех Церкви, яже есть Тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех".
Апостол ясно исповедует Христа единым главой Своей Церкви. Говоря о браке о Господе, Апостол Павел уподобляет главенство мужа в семье главенству Самого Спасителя над Церковью Своей, "потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф. 5, 23); по-славянски: "зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела".
Это главенство Христа не просто внешнее возглавление, подобное тому, как вождь возглавляет войско, но это существенное единство благодатного церковного организма, которое Апостол называет телом Христовым. Все же верные Христу составляют единую Церковь, подобно тому, как члены единого тела составляют единый организм:
"Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4, 11-16).
По-славянски: "И той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова: да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения: истинствующе же в любви, да возрастим в Него всяческая, иже есть глава Христос, из Негоже все тело, составляемо и счиневаемо приличне всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самого себе любовию". (Еф. 4; 11-16).
Святитель Иоанн Златоуст в толковании на Послание к Ефесянам разъясняет это благодатное органичное единение верных со Христом: "Как дух, спускаясь из головного мозга, не просто сообщает, посредством нервов, чувствительность всем членам, но – сообразно с каждым из них, и тому, который способен принять больше, больше и сообщает, а который меньше, тому меньше (ибо дух есть корень жизни), так и Христос. Так как наши души так же зависимы от Него, как члены от духа, то Его промышление и раздаяние даров, сообразно с мерою того или другого члена, производят возращение каждого" (Беседы на Послание к Ефесянам. СПб., 1858, с. 188).
Верующий, крещением прилагаясь к Церкви (Деян. 2, 47), не обезличивается и не растворяется в Ней, но напротив, благодатно возрастает в гражданина небесного отечества – Царства Божия. Говоря о святом крещении, Апостол Павел учит: "Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения" (Рим. 6, 4-5); по-славянски: "Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнемъ. Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресния будем" (Рим. 6, 4-5).
Чтобы глубже понять связь учения Апостола Павла о Церкви с учением о спасительной, жертвенной любви Христовой к Церкви и людям, необходимо указать на неразрывную благодатно-таинственную связь Церкви и Евхаристии. Таинство Тела и Крови есть важнейшее свидетельство о жизни церковной. Именно поэтому священномученик Ириней Лионский писал: "Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение" ("Против ересей", IV; 18, 5).
Приобщаясь к Церкви Христовой, уверовавший во Христа и верный Христу человек спасается во Христе, которого Апостол называет Спасителем тела (Еф. 5, 23). Вечная жизнь, дарованная Спасителем, есть та полнота, которой наполняет Христос Свое Тело – Церковь. Господь дарует нам вечную жизнь через Святое Причащение: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 54). По-славянски: "Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 54).
Евхаристия есть приобщение единого Тела Христова, которое делает приобщающихся подобным Себе, то есть единит их в Тело Христово – Церковь Его. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Сказав: общение тела, хочет выразить еще теснейшую связь и говорит: яко един хлеб, едино тело есмы мнози. Что я говорю: общение? Мы составляем самое тело Его. Ибо что такое этот хлеб? Тело Христово. Чем делаются приобщающиеся? Телом Христовым, не многими телами, а одним телом. Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так что хотя в нем есть зерна, но их не видно, и различие их неприметно, по причине их соединения: так и мы соединяемся друг с другом и со Христом. Ибо мы питаемся не один одним, а другой другим, но все одним и тем же Телом. Посему Апостол и присовокупляет: вси бо от единого хлеба причащаемся. Христос соединил с Собою тебя, столько отдаленного от Него".
Церковь едина, так как все члены Церкви Христовой "одно во Христе Иисусе" (Гал. 3, 28); по-славянски: "вси бо вы едино есте о Христе Иисусе" (Гал. 3, 28). Это благодатное единство и единение Апостол Павел связывает с единством крещения, в котором различия людей перестали иметь разделяющее значение: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3, 26-27). По-славянски: "Вси бо вы сынове Божии есте во Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 26-27).
И как Бог един, так и Церковь может быть только единой. Обоснованием единства Церкви является и единство веры Церкви, согласной с Евхаристией: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф. 4, 4-6). По-славянски: "Едино тело, единъ дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего: единъ Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас" (Еф. 4, 4-6).
Когда на Божественной и Священной Литургии совершается Причащение Тела и Крови Христовой и поется пасхальный киноник (причастный стих) – "Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите" – тогда и священнодействием (то есть самим Причащением) и священнословием (то есть словами киноника) наиболее отчетливо выражается догмат о Церкви как теле Христовом. И сама Божественная Евхаристия знаменует спасительное единство членов Церкви во Христе, и единство Церкви свидетельствуется единством веры Церкви.
Именно об этом говорит призыв диакона (или священника, если он служит без диакона) перед молитвой Господней: "Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим".
Экклисия
, – в древнегреческом языке народное собрание от глагола "" – созываю, причем из разных мест (на это указывает приставка "-" со значением "из")
В Новом Завете "" – собрание христиан ради Евхаристии, собрание народа Божьего во Христе – Церковь.
Значение термина в полноте раскрыто св. Отцами:
"Церковью она называется соответственно самой вещи, так как всех созывает и вместе собирает" (Кирилл Иерусалимский, IV в.).
Церковь "есть собрание Божие, которое Бог, то есть сам Сын собрал чрез самого себя" (Ириней Лионский, II в.).
"Ибо таково великое дело Его человеколюбия, что Он и сущих в удалении собирает вместе, и тех, кои для телесных очей кажутся далекими, сближает посредством единомыслия" (из Пятого (праздничного) послания св. Афанасия Великого. Творения, III, с. 427).
"Чтобы собрание стало Церковью, необходимо присутствие Христа" (прот. Иоанн Мейендорф).
В Церковном Богословии Экклизиология – учение о Церкви.
- 1. Вера Церкви
- 2. Символ веры Церкви
- 3. Вера и Крещение
- 4. Евхаристия
- Божественная Литургия как пасхальная церковная служба
- 5. Христос – наша Пасха
- Пасха христова
- Пасхальная связь церковных праздников
- 6. Домостроительство нашего спасения
- Догмат искупления
- Догматические основания христианского аскетизма
- 1. Антропологическая основа
- 2. Сотериологическая основа
- 3. Телеологическая основа
- 7. Церковь Христова
- Свидетельства о Церкви святого апостола Павла
- 8. Эсхатология
- Свидетельства из различных источников Церковного Богословия по эсхатологии.
- 7 Член – и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
- 9. Предание
- 10. Догмат
- Догматическая деятельность Вселенских Соборов
- Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской
- Свт. Василий Великий. О Святом Духе. Глава 27
- 1. Теория Догматического развития
- 2. Богословская терминология
- 11. Откровение
- 12. Православие
- 13. Понятие о Церковном Богословии