3. Телеологическая основа
По богоподобию человека его нормальная жизнь возможна только в общении с Богом, достигнуть своего истинного назначения и, следовательно, вечного блаженства человек может в действительно сознаваемом и переживаемом единении и общении с Богом. "С самою сущностию и природою человека соединено стремление желания к добру и совершенству ... с самым естеством его сопряжена бесстрастная и блаженная любовь к тому умопостигаемому и блаженному Образу, которого человек есть подобие" (Григорий Нисский). По выражению прп. Макария Египетского, "нет другой такой близости, какая у души с Богом и у Бога с душою". Человек стремится уподобить свою несовершенную природу идеалу и т. о. ближе соединиться с ним. Результатом религиозно-нравственного единения человека с Богом становится такое преобразование человеческой природы, которое святые отцы Церкви называли обожением (), выражая т. о. учение Нового Завета, заключенное в словах Иисуса Христа: "И славу, которую Ты дал мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне; да будут совершены воедино" (Ин. 17, 22-23). Прп. Максим Исповедник для характеристики состояния обожения приводит слова ап. Павла: " ... уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20). Для реального осуществления обожения должен быть исполнен вечный завет человека с Богом. Возможность же нарушения этого завета коренится в свойствах тварной несовершенной свободы человека. Реальное участие человека в истинной вечной Божественной жизни, следовательно, может быть достигнуто, если он свободно и сознательно непрестанно полагает себя в Боге и если он отказывается полагать цель и смысл своей жизни в чем-то другом. Человек в своей жизни может только подражать благим действиям Божиим, насколько это возможно. Добродетельная жизнь ведет к единению с Богом, потому что концом ее является уподобление Божеству.
Делание и созерцание
Представляя жизнь Христа Спасителя, во-первых, как состояние борьбы, делания, или уврачевания человечества, которое Он воспринял, и, во-вторых, как состояние победы, духовного покоя, или совершенного исцеления природы человеческой, аскеты стремились в своей жизни подражать Христу. Делание, которое осуществляет христианин-аскет, представляет собой путь постоянного владычества человека над собой ("царский путь"), постоянное самоотвержение и терпеливое самопринуждение.
Свт. Феофан Затворник говорит, что святые отцы различают вещественное делание, или жизнь деятельную (бодрость телесная, пост в еде, мера сна и бдения и пр.), и внутреннее делание, или жизнь созерцательную, или духовное и умное делание ("Путь ко спасению". М., 1899. с. 228-231). Делание для христианина-аскета есть совокупность подвигов: воздержание, нестяжательность, девство, отстранение от обычаев мира; памятование о Боге как любви, красоте, Творце; о человеке как творении Божием, о скоротечности земной жизни, о кознях диавола; подчинение старцу как охранителю и поверителю духовной жизни аскета, осознание того, что без духовного руководства и отсечения своей воли не избежать самообольщения.
Святые отцы, руководствуясь примером земной жизни Христа Спасителя, определяют и ближайшие средства, при помощи которых совершается процесс восстановления человека. Имея в виду, прежде всего, освобождение природы человеческой от присущих ей немощей, святые отцы говорят, что зло должно быть изгнано из нашего естества путем противоположным тому, каким оно вошло в мир. Зло вошло в мир через преслушание, неисполнение первым человеком (Адамом) воли Божией, поэтому изгоняться оно должно послушанием Второго Человека, Второго Адама, т. е. Иисуса Христа (Рим 5, 12-19), Который действительно в течение всей своей земной жизни пребывал в полном послушании воле Божией.
* * *
Из: В. Ильин. "Запечатанный Гроб. Пасха Нетления":
"Смысл сего действия тот, что крестом Христовым нам открыты врата жизни вечной. Однако это стихословие имеет и грозный смысл по отношению к врагам Христа и даже преимущественно грозный. Радость вечная Христова Воскресения есть в то же время суд над его врагами. От лица Церкви здесь разражается гроза над богоненавистниками, что нисколько не уменьшает, а скорее, увеличивает свет и радость. Этим приводятся в исполнениe угрозы, звучащие в тропаре "Се жених".
После того, как священнослужители вошли в алтарь, произносится великая ектения "Миром Господу помолимся". И возглас: "Яко подобает Тебе всякая слава". Следует пасхальный канон св. Иоанна Дамаскина – важнейший момент Пасхальной Утрени, сосредоточивающей в себе всю радость ее, изъясняющий ее смысл. Канон этот поется на глас 1-й. Поется он так: ирмос начинает настоятель, потом ирмос повторяется ликом (клиросом) правым или левым. Катавасией же является тот же ирмос, поемый обоими ликами. Во время каждой песни бываетъ каждение (и у нас христосование кадящего с молящимися). После каждой песни – малая ектения и соответствующий возглас. Приводим канон полностью (по проф. Ловягину).
Песнь 1. – Ирмос.
Воскресения день. Просветимся, люди. Пасха Господня Пасха. Ибо от смерти к жизни и отъ земли на небо Христос Бог привел нас, поющих (песнь) победную.
Тропари.
Припев: Христос Воскресе из мертвых.
1. Очистим чувства и узрим Христа, сияющаго неприступным светом воскресения и "радуйтесь" явственно услышим от Него, воспевая песнь победную (Мф. 29, 9; 1 Тим. 6, 16).
2. Небеса достойно да веселятся, земля да радуется и да празднует весь мир, видимый и невидимый, ибо возстал Христос – веселие вечное (Пс. 95, 11; 1 Кор. 15, 20).
Малая ектения и возглас: "Яко Твоя держава (власть) и Твое есть Царство и Сила и Слава".
Песнь 3. Ирмос.
Придите, станем пить питие новое, чудесно изводимое не из камня безплоднаго *, но из произведшаго нетление гроба Христова, на котором мы утверждаемся.
* камень в пустыне, из котораго Моисей ударом извлек воду, есть прообраз животворящих ребер христовых, источивших кровь и воду для крещения и причащения.
Тропари.
Припев: Христос воскресе из мертвых.
1. Ныне все наполнилось светом – Небо и земля и (места) преисподния, да празднует же вся тварь возстание Христа, на котором она утверждена (Еф. 4, 10).
2. Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня возстаю с Тобой, прославь меня с Тобой Сам Ты, Спаситель, в Царствии Твоем (Рим. 6, 3; 8, 17).
То, что преисподняя наполнилась светом – это и означает суд над врагами Христа. Они должны бежать, но некуда им бежать, ибо всюду Христос (ср. со стихословием "да воскреснет Бог" в начале утрени).
Малая ектения и возглас: "яко Ты еси Бог наш".
Песнь 4. – Ирмос.
Богоглаголивый Аввакум, да станет с нами на божественной страже и покажет светоноснаго Ангела ясно восклицающаго: "ныне спасение Мирy; ибо воскрес Христос как всесильный" (Авв. 2, 1; Ис. 9, 6). ... "
* * *
- 1. Вера Церкви
- 2. Символ веры Церкви
- 3. Вера и Крещение
- 4. Евхаристия
- Божественная Литургия как пасхальная церковная служба
- 5. Христос – наша Пасха
- Пасха христова
- Пасхальная связь церковных праздников
- 6. Домостроительство нашего спасения
- Догмат искупления
- Догматические основания христианского аскетизма
- 1. Антропологическая основа
- 2. Сотериологическая основа
- 3. Телеологическая основа
- 7. Церковь Христова
- Свидетельства о Церкви святого апостола Павла
- 8. Эсхатология
- Свидетельства из различных источников Церковного Богословия по эсхатологии.
- 7 Член – и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
- 9. Предание
- 10. Догмат
- Догматическая деятельность Вселенских Соборов
- Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской
- Свт. Василий Великий. О Святом Духе. Глава 27
- 1. Теория Догматического развития
- 2. Богословская терминология
- 11. Откровение
- 12. Православие
- 13. Понятие о Церковном Богословии