1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
После того, как мы познакомились с основными элементами религии и получили представление о религиозной системе в целом, появилась возможность рассмотреть вопрос о происхождении религии. Этот вопрос является одним из самых дискуссионных, поскольку, решая эту проблему, необходимо обращаться к такому периоду жизни человечества, сведения о котором зачастую носят отрывочный, фрагментарный и вероятностный характер.
В решении проблемы происхождения религии можно вычленить два противоположных подхода: богословско-теологический и научный. Согласно богословско-теологическому подходу, человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении, как выражается Библия, он «видел Бога лицом к лицу» (Быт. 32,30). После грехопадения, совершенного первыми людьми — Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности хотя бы в слабой степени познавать Бога. Стремления и действия человека по восстановлению этой связи с Богом и есть религия. Как пишет православный богослов А. Мень: «Религия — восстановление связи между человеком и Богом, начинается в истории человечества после Грехопадения »(Менъ А. История религии. С. 28). Реальной же, видимой формой возникновения религии А. Мень называет культовые действия. «Библия не случайно в истоке всякого проявления религиозного чувства, т. е. культа ставит жертвоприношение. В нем отразилось пусть смутное, но сильное стремление загладить свой грех и восстановить единство с Богом. Жертвуя Незримому часть своей пищи, которая добывалась с таким трудом, люди заявляли о своей готовности следовать повелениям Высшей Воли» (Там. же). Человек, с точки зрения богословов, утратив непосредственное общение с Богом, погрузился в пелену мрака. И ему предстояли в течение многих веков поиски Бога.
История религии, начиная с ее самых простых, примитивных форм, представляет собой этот длинный путь человеческого богопознания.
На базе такой установки в религиоведении сформулировалась теория «прамонотеизма», суть которой сводится к положению, что во всех существующих многообразных верованиях, в том числе верованиях самых отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Эта вера извилистыми историческими путями продолжает свое движение и получает свое полное развитие в монотеистических религиях. Конечный же путь этого движения представляет собой христианство. Все предшествующие формы религии представляют собой ни что иное, как подготовительные формы на пути человечества к «истинной религии». На таких принципах и по такой схеме строится изучение всей истории религии в работах религиоведов, опирающихся на богословско-теологическую традицию.
Иную трактовку возникновения религии дает наука. Вопрос о сверхъестественном источнике религии остается «за скобками» научного подхода. Наука рассматривает религию как важный составной элемент культуры и применяет к изучению вопроса о ее происхождении все научные методы исследования. Научные методы базируются на фактах. Эти факты в данном вопросе поставляют различные исторические науки: археология, антропология, этнография, сравнительное языкознание и т. д.
Исторические факты свидетельствуют о том, что на протяжении длительного времени около полутора миллионов лет происходил процесс становления человечества. Этот процесс прошел ряд важных этапов. Но примерно 35—40 тысяч лет назад завершился формированием современного типа человека, человека рода Homo sapiens (разумного человека). Этот человек достаточно резко отличался от своих предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к обще-|i нию с помощью языка, регулировал свои отношения на основе опре-| деленных социальных норм.
Археологические раскопки показывают, что в этот период существовала практика захоронения первобытных людей, что при захоронении соблюдались определенные обряды: тела умерших покрывали красной краской — охрой, рядом с ними клали оружие и предметы домашнего обихода. Археологами также были обнаружены наскальные рисунки, на которых изображались люди и животные, иногда люди изображались ряженными в звериные шкуры, а иногда — как полузвери-полулюди. На основе всех этих находок учеными были сделаны выводы, что в этот период истории можно говорить о существовании религии.
Итак, можно согласиться с мнением ученых, что религия существует с тех пор, как существует человек современного типа, человек разумный, но человечество само сформировалось в процессе эволюции. Следовательно, сформировалась и религия как часть человеческой жизни, его культуры. Далее научный исторический подход требует рассматривать все явления и процессы, как имеющие какое-то начало, стадию возникновения. И, естественно, встает вопрос' как же возникла религия? Археологических и этнографических фактов для ответа на этот вопрос явно недостаточно. И здесь наука вступает на зыбкую почву, а ученые вынуждены прибегать к гипотезам, предположениям, для подтверждения которых недостаточно эмпирического материала. Поэтому все существующие теории возникновения религии носят вероятностный и в значительной мере умозрительный характер.
Тем не менее попытки представить логику возникновения религии имели место. И мы попробуем совершить историческую реконструкцию этого процесса, исходя из определенных методологических установок - Первое — религия, как следует из вышеизложенного, предполагает функционирование в социальном взаимодействии символов. Второе — основной принцип этой реконструкции состоит в признании положения, что возникновение и развитие любого элемента культуры может быть объяснено из содержания общественно-исторической деятельности и общения человека. В нашем случае это означает необходимость выявления в системе общественно-исторической деятельности и общения таких моментов и характеристик, которые при определенных предпосылках могли и реально сформировались в систему условно-символических действий, иначе говоря, сформировали и запустили в социальное взаимодействие символические формы.
Общественно-историческую деятельность и общение невозможно рассматривать как какое-то слитное, одноуровневое образование. В ней всегда имеется определенный уровень дифференцированности и структурности. По крайне мере, во всякой деятельности содержатся такие необходимые фазы как подготовительная и реализующая, момент целеполагания и момент материального воплощения. Деятельность принимает общественно-исторический характер в том случае, если в ее процессе осуществляется закрепление и передача опыта от одного индивида другому, от одного сообщества другому, от одного поколения другому.
Каждая из этих фаз, моментов, стадий общественно исторической деятельности и общения имеет собственный смысл и содержание, носит относительно самостоятельный характер и уже в этом заложена возможность выделения каждой из фаз, моментов, стадий в самостоятельный вид деятельности, имеющий собственную форму существования и движения. В свою очередь, относительно самостоятельная форма существования и движения создает предпосылки для развития условного, символического элемента каких-то сторон совокупной деятельности, превращения этих сторон в мнимую деятельность, носящую в определенной мере условный характер. Это осуществляется в том случае, когда в совокупной общественно-исторической деятельности в какой-то ее момент определенные стороны утрачивают свое содержательное значение, т.е. перестают быть нацелены на достижение конкретного материального результата. Поскольку эти моменты деятельности больше не входят в структуру реальной материально-практической деятельности, постольку они объективно приобретают характер мнимой деятельности и общения, т. е объективно они в определенной мере приобретают условный, символический характер.
Определенная символизация этих моментов деятельности происходит потому, что выключаясь из непосредственного производственного процесса, опосредованно они продолжают функционировать в нем, и имеют реальное, а не мнимое значение в рамках совокупной общественно-исторической деятельности и отношений. Однако при этом меняются социальные функции данных моментов деятельности. Из функции по непосредственному производству материальных благ они переходят в функцию целеполагания, закрепления и передачи опыта и в этом качестве начинают функционировать как относительно самостоятельные виды деятельности. Развитие относительной самостоятельности таких моментов деятельности как целеполагание, закрепление и передача опыта и следует рассматривать как этап становления условно-символического элемента, этап становления символов. Рассмотрим же как этот процесс происходил в истории.
Исходным пунктом в процессе формирования символа выступают целесообразная предметно-историческая деятельность и отношения людей первобытного общества, которая осуществлялась в форме собирательства, охоты, земледелия и т. д. Эта деятельность отражается в сознании людей, вырабатывая определенные идеальные продукты, закрепляющиеся в системе совокупной общественно-исторической деятельности, в формах опыта, навыков, привычек, приемов действий, поведения.
Одним из основных видов практической деятельности первобытного человека была охота. Необходимым условием успешной охоты было как знание повадок, привычек и внешнего облика животных, так и умение использовать это знание на практике, вырабатывать приемы охоты, в которых бы аккумулировалось это знание. Одним из таких приемов, которым человек научился в процессе самой. охоты было подражание повадкам и внешнему облику животных с помощью маскировки. В современной религиоведческой и этнографической литературе именно маскировка рассматривается как первичная стадия формирования символа, так как в такой ее разновидности как ряжение под животных уже имеется определенный условный элемент, зачатки символизации действия.
В контексте же нашего анализа на этой стадии генезиса символа важно подчеркнуть, что материальные интересы и потребности заставили людей тщательно готовиться к охоте и привели к возникновению маскировки как приема охоты — особого вида целесообразной практической деятельности, включенной в процесс материально-практической деятельности, но имеющей относительно самостоятельную форму существования и движения. Следовательно, уже на этой ступени возникла возможность обособления одной из сторон общественно-исторической деятельности, а именно, ее подготовительной фазы в относительно самостоятельный вид деятельности.
Однако на самой ранней стадии первобытного общества охотничья маскировка еще не выступает как деятельность, носящая обособленный и условный характер. В данном случае она должна рассматриваться как непосредственная практическая деятельность, направленная на достижение конкретного материального результата охоты. А это значит, что она была вплетена в материальную практическую деятельность как ее этап, форма проявления.
Возникновение обряда как специфической идеальной социальной формы связано с тем, что в процессе развития общества произошло отделение символических действий от непосредственно-практических. Исторически первой формой на пути становления обряда были танцы, которые возникли из потребности практики и по своему первоначальному содержанию представляют не что иное, как специфическое отражение практической деятельности людей, их усилий в борьбе за существование. Этнографы отмечают повсеместное распространение этой формы коммуникации людей. В этнографической и философской литературе особо подчеркивается тесная связь танцев первобытных людей с их материальной практической деятельностью. Танцы и пляски часто оказываются простым воспроизведением телодвижений работников.
На уровне танцев и плясок происходит развитие условно-символического элемента. Как отмечает Ю. Семенов, «так как обмен охотничьим опытом и передача опыта новому поколению имело огромное значение в жизни первобытного охотника, то имитирование движений животных как средство передачи опыта постепенно выделилось в особый вид деятельности. Возникли своеобразные пляски, состоящие в имитировании движений животного. Подобно тому как
а
| 0,
| j 1
| ~ Е 1 ^
| S § 5 д
| 1
|
У
| t3
| (3 s
| И ^
| n, &
| 0 $
|
s
| R
| Родовые
| Идентифика
| Церковь
| Укрепляет
|
ё
|
| мифичес
| ция, «воспро
| отсутствует;
| социальную
|
1
| 1
| кие изобра
| изведение»
| единство
| солидарность
|
S
| в
| жения лю
| историй
| религии
|
|
5
| и
| дей ипред-
| о родовых изо
| и общества
|
|
t?
| ^
| метов
| бражениях
|
|
|
§
| К К (в (О
| Могущест
| Поклонение и
| Различные
| Требование
|
s г"
| if » U W
| венные ми
| жертвоприно
| культы
| социального
|
a a
|
| фические
| шение
|
| конформизма
|
H
|
| существа
|
|
|
|
4;
| 11
|
|
|
|
|
о S
| |||||
в s
| |||||
§
| R S
| Разрыв
| Спасение душ
| Церкви:
| Напряжен
|
у
| u
| между ес
| на основе доб
| отделение
| ность между
|
1
| •
| тественным
| рых деяний;
| религиозной
| религией
|
(3.
| w s
| и сверхъес-
| концепция
| организации
| и обществом
|
E
| s
| ' тественным
| свободной
| от других ас
|
|
S;
|
|
| воли
| пектов обще
|
|
| s fi
|
|
| ства
|
|
g
| |J|
| Прямая
| Соответствует
| Доброволь
| Основная
|
^
|
| связь
| всей жизни;
| ное членство
| перемена
|
1
| 1 - S
| между
| концепция
| в религиоз
| в социальных
|
Ф
| g ll
| индивидом
| веры
| ной общине
| системах
|
0 0
| ^ §1
| и сверхъес
|
|
|
|
(U 3;
| о S —i ff a'
| тественной
|
|
|
|
i
| С
| силой
|
|
|
|
g
| §
| Личность
| Поиск лично
| В какой-то
| Возможно
|
s
| §
| и ее долг
| стных этичес
| мере членст
| постоянное
|
u
| §
|
| ких принципов
| во в церкви,
| совершенст
|
| 1
|
|
| но главное —
| вование всей
|
1
| §
|
|
| личная
| культуры
|
| s
|
|
| ответствен
| общества
|
| i &
|
|
| ность
| и ценностей
|
| S
|
|
|
| личности
|
|
|
|
|
|
|
| u
|
|
|
|
|
Таблица 2. Стадии развития религии по системе Р. Белла
ряжение охотника под животных в процессе охоты дополнялось имитированием их движений, имитирование движений животных во время плясок дополнялось ряжением танцоров под животных». Охотничья маскировка на этой стадии уже выступает как мнимая деятельность, носящая в значительной мере условно-символический характер. Таким образом, танцы и пляски первобытных народов уже следует рассматривать как обрядово-символические действия.
В танцах и плясках подготовительная фаза предметно-практической деятельности и момент закрепления и передачи опыта выделилась в форму особого вида деятельности, были отделены от непосредственного трудового процесса, существовали до и после него Поскольку эти виды деятельности существовали в системе совокупной общественно-исторической деятельности и отношений, наряду с материальной деятельностью, поскольку их следует рассматривать как социальные идеальные формы общественно-исторической деятельности. В своих объективных формах выражения они выступают в качестве заместителя реальных практических действий, представляют эти действия в социальном взаимодействии. Коллективное участие в охотничьих обрядах плясок и танцев, во-первых, служило средством подготовки к будущей охоте через подражание повадкам животных, во-вторых, приобщало людей к коллективному опыту, в-третьих, создавало определенный эмоциональный настрой и вселяло уверенность в успех предстоящей охоты, и в-четвертых, формировало определенные стереотипы поведения, нацеливало людей в аналогичных ситуациях поступать строго определенным образом.
Существует ряд способов классификаций религий. Первый систематизирует религии по названиям, данным им представителями (протестантами, католиками и так далее). Другой способ (называемый системой Р. Белла) ориентируется на степень примитивности или сложности определенного типа религии. Этот вид классификации нам кажется предпочтительней. Р. Белла выделил пять следующих категорий религий: примитивную, архаическую, историческую, раннесовременную и современную (см. Таблицу 2).
- А. А. Радугин
- Содержание
- Тема 1. Религия как предмет исследования
- 1. Понятие религиоведения. Богословско-теологический (а. Мень) и философский подходы к исследованию религии (л. Фейербах, к. Маркс и ф. Энгельс)
- 2. Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии (о. Конт, м. Вебер, э. Дюркгейм)
- 3. Психология религии о природе религиозного феномена (у. Джеме, 3. Фрейд, к. Г. Юнг)
- Тема 2. Структура современных религий
- 1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон
- 2. Религиозный культ: содержание и функции
- 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
- Тема 3. Функции и роль религии в обществе
- 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
- 2. Религия как фактор социальных изменений
- 3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
- Тема 4. Происхождение и ранние формы религии
- 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
- 2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
- Тема 5. Национальные религии
- 1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
- 2. Индуизм — ведущая религия Древней Индии
- 3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
- 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима
- 5. Иудаизм — религия еврейского народа
- Тема 6. Буддизм
- 1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
- 2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
- Тема 7 Возникновение и эволюция христианства
- 1. Христианские источники о происхождении Иисуса Христа. Историчность образа Иисуса Христа
- 2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
- 3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства
- 4. Церковь как божественное установление и социальная организация
- Тема 8 Русская православная церковь: история и современность
- 1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
- 2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
- 3. Организация и управление современной Русской православной церкви.
- 4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
- Тема 9. Современная Римско-католическая церковь
- 1. Особенности вероучения и культа католицизма
- 2. Организация управления Римско-католической церковью
- 3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
- Тема 10. Протестантизм
- 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
- 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
- 3. Основные направления протестантизма.
- Тема 11. Ислам
- 1. История возникновения ислама
- 2. Особенности вероучения и культа ислама
- 3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
- Тема 12. Нетрадиционные религии
- 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
- 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
- 3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
- Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
- 1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
- 2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
- Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
- 1 История формирования представлений о свободе совести
- 2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
- Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих — основа формирования светского характера Российского государства
- 1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
- 2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих