2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
В философской и религиозной литературе существует различные интерпретации понятия «гуманизм». Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека. В этом смысле понятие «гуманизм» совпадало по своему значению с понятием «человечности», «человеколюбия».
Гуманизм, как определенная система ценностной ориентации и установок, доведенный до логического конца, получает значение общественного идеала. В этом смысле гуманизм рассматривается как высшая цель общественного развития и заключается в призыве создания необходимых условий для полной реализации всех потенций, возможностей человека и общества, достижения гармонии в социально-экономической и духовной жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала.
Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне как только полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком духовно-нравственном гуманизме не может быть и речи.
Наряду с этим в современной философской и религиозной литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Такая трактовка представляется для целей диалога наиболее перспективной.
Понятие гуманизма чаще всего противопоставляют классовому, национальному, узкогрупповому, индивидуальному и т. д. Общечеловеческое здесь выступает как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей: класса, социальной группы, партии, государства или отдельной личности, а как то, что имеет значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные объекты, от достаточного наличия которых зависит существование человечества. К таким ценностям и объектам следует отнести тот круг проблем, решение которых обеспечивает выживание человечества. Этот круг проблем получил название «глобальных проблем современности». Глобальные проблемы — осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы — вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поискам ценностей общечеловеческих. К этому побуждает человечество не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность человека в органической связи с другими, которая стала ныне более осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало исследованном, явлении, как рост планетарного сознания. На неизмеримо более высоком уровне при сохранении богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы обращается к временам, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени, общины.
Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он носит приземленный характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий характер. Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности.
Трансцендентные ценности понимаются как предельные, исторически нелокализуемые. Они в той или иной мере присущи всем народам, но не у всех выражены одинаковым образом. Это зависит от степени метафоричности менталитета народа, его устремленности к чему-то абсолютному, трансцендентному, включающему в себя непрояснимый элемент и требующий особого почтения, пиетета. Эти ценности обусловлены особенностями культурно-исторического развития той или иной страны, его религиозными традициями, типом цивилизации. Так, например, подспудно коренящаяся в сознании россиян метафизичность находила свое выражение во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной соединить распавшиеся ветви общечеловеческого прогресса. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, всколыхнувшей российское сознание, и, по сути дела, перевернувшей всю общественную жизнь России.
Трансцендентные ценности имеют глубокий эзотерический смысл, который, как правило, не улавливается, ибо его постижение предполагает восхождение к самим истокам фундаментальной традиции, сохраняющей свое духовное содержание. Тогда ценности предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается, в конечном счете, идея Бога как добра, любви, красоты, истины и всемогущества. Это масштаб, посредством которого оцениваются дела человечества. Устремленность человека к некой иной, высшей деятельности есть важная и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс активности, развитию творчества, без которой невозможны никакие великие свершения. «Величайшая красота, которая достигается в этом мире, — писал Н. А. Бердяев, — связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно ставило себе цели за пределами этого мира. Тот порыв, который влек человечество в мир иной, в этом мире воплощался в единственно возможной, высшей для него красоте, которая всегда имеет природу символическую, а не реалистическую.» (Бердяев Н. А. «Смысл истории». М., 1990. С. 157—158).
Общечеловеческие ценности — это идеал, символ, образец, регулятивные идеи. И в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления. Однако, попытка апеллировать к трансцендентным, то есть предельным, абсолютным ценностям, употребляемым часто под видом общечеловеческих, приводит порой к неразрешимым проблемам. На это обратил внимание еще Л. Витгенштейн в своих лекциях, прочитанных в Кембридже в 1929— 1930 годах. Посмотрим, что бы мы могли подразумевать под выражением «абсолютно правильная дорога». «Я думаю, что это была бы дорога, по которой каждый, увидя ее, должен был бы с логической необходимостью пойти, или испытывал бы чувство стыда не пойдя по ней. Подобным образом абсолютное добро, если оно является описываемым состоянием дел, было бы тем, что каждый независимо от его вкусов и склонностей с необходимостью осуществлял бы или испытывал чувство вины за неосуществление его. Но такое состояние дел, так сказать, есть химера». (Витгенштейн Л. «Лекции об этике»//Общественные науки за рубежом. Сер. 3.1991 JV°3 с. 84).
То же самое относится к такой ценности, как свобода. В понимании того, что есть свобода и как возможно ее осуществление, сразу же появляются расхождения. «Быть может самые глубокие противоречия между людьми, — полагал немецкий философ К. Ясперс, — обусловлены их пониманием свободы. Тб, что одному представляется путем к свободе, другой считает прямо противоположным этому. Почти все, к чему стремятся люди, совершается во имя свободы. И далее он продолжает «Абсолютная истина, а тем самым и полная свобода никогда не достигается. Истина вместе со свободой находится в пути». (Ясперс К. «Истоки истории и ее цель»//Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 166). Свобода как предмет научного познания не существует. Поэтому свободу нельзя определить
твердо установленным понятием.
Таким образом, требование определить общечеловеческие ценности в соответствии с установленными в логике нормами сопряжено с большими трудностями. Размышления над смыслом трансцендентной ценности Л. Витгенштейн в конечном счете пришел к выводу, что они бессмысленны, но не потому что бессмысленность является их сущностью, «Ибо то, что я хотел сделать с их помощью — это выйти за пределы мира и, тем самым, за пределы значимого языка. Этот выход за пределы, за стены нашей клетки совершенно абсолютно безнадежен. Всякие высказывания об идеальном, предельном, абсолютном добре и т. п. ничего не прибавляет нашему знанию, но она есть свидетельство устремленности человеческого сознания, которой я лично не могу содействовать сколько-нибудь основательно, но которую я никогда не подвергну осмеянию» (Там же С. 90). Современная эпоха не только высветила роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями и о разнородности в системе этих ценностей.
Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу противостоит представление о том, что эти ценности как таковые противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и то же — всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к различным, в том числе взаимоисключающим явлениям. Так, даже самые высокие побуждения добра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто способен воспринимать добро и на тех, кто просто глух к нему, а использует призыв к добру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и обществу.
И все же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к признанию их относительного характера, релятивизации. Во многом этого не произошло потому, что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В религиозной интерпретации общечеловеческие ценности осмысливались как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определенной мере акцентировало внимание на существовании противоречия между ними и земной социальной реальностью.
Основываясь на подобной трактовке гуманизма представители различных религиозных организаций, верующие и неверующие могут вести плодотворный диалог о предназначений человека, нравственных опорах его индивидуальной и общественной жизнедеятельности.
- А. А. Радугин
- Содержание
- Тема 1. Религия как предмет исследования
- 1. Понятие религиоведения. Богословско-теологический (а. Мень) и философский подходы к исследованию религии (л. Фейербах, к. Маркс и ф. Энгельс)
- 2. Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии (о. Конт, м. Вебер, э. Дюркгейм)
- 3. Психология религии о природе религиозного феномена (у. Джеме, 3. Фрейд, к. Г. Юнг)
- Тема 2. Структура современных религий
- 1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон
- 2. Религиозный культ: содержание и функции
- 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
- Тема 3. Функции и роль религии в обществе
- 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
- 2. Религия как фактор социальных изменений
- 3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
- Тема 4. Происхождение и ранние формы религии
- 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
- 2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
- Тема 5. Национальные религии
- 1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
- 2. Индуизм — ведущая религия Древней Индии
- 3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
- 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима
- 5. Иудаизм — религия еврейского народа
- Тема 6. Буддизм
- 1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
- 2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
- Тема 7 Возникновение и эволюция христианства
- 1. Христианские источники о происхождении Иисуса Христа. Историчность образа Иисуса Христа
- 2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
- 3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства
- 4. Церковь как божественное установление и социальная организация
- Тема 8 Русская православная церковь: история и современность
- 1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
- 2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
- 3. Организация и управление современной Русской православной церкви.
- 4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
- Тема 9. Современная Римско-католическая церковь
- 1. Особенности вероучения и культа католицизма
- 2. Организация управления Римско-католической церковью
- 3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
- Тема 10. Протестантизм
- 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
- 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
- 3. Основные направления протестантизма.
- Тема 11. Ислам
- 1. История возникновения ислама
- 2. Особенности вероучения и культа ислама
- 3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
- Тема 12. Нетрадиционные религии
- 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
- 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
- 3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
- Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
- 1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
- 2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
- Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
- 1 История формирования представлений о свободе совести
- 2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
- Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих — основа формирования светского характера Российского государства
- 1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
- 2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих