16. Понятие и типы религиозного опыта.
Религиозный опыт есть соприкосновение с реальностью религии. Это эмоциональное переживание, которое без должного рационального оформления его содержания не может сохраняться в памяти.
Особое значение религиозному опыту придавали в своих трудах такие мыслители, как Дж. Эдвардс, и Р. Отто. Х основной аргумент состоял в том, что религиозный опыт позволяет как бы "из первых рук" понять религию как реальность человеческой жизни, а не только как принадлежность к той или иной церкви или как веру в определенные доктрины.
Собственно религиозный опыт пытались определить самым различным образом. Среди вариантов определения можно выделить следующие: чувство священного, сочетающее в себе трепет и благоговение; ощущение абсолютной зависимости, раскрывающее статус человека как сотворенного существа; чувство единства с божеством; ощущение разумности и вечной справедливости в космическом масштабе; непосредственное восприятие Бога; контакт с совершенно "иной" реальностью; ощущение присутствия преобразующей силы.
Из-за того, что религиозность и мораль тесно взаимосвязаны, их иногда ошибочно отождествляют. Этому способствуют и многочисленные попытки - начиная с Канта - рассматривать религию как чистую мораль или просто как требование выполнять свой долг. Однако обычно между моралью и религией делается различие: религия занимается вопросами о бытии человеческой личности, ее природе и о том, что признается объектом культового поклонения, в то время как к сфере морали относятся оценки деятельности субъекта и принципы, регулирующие его отношение к другим субъектам.
Религиозный опыт следует отличать от эстетических аспектов духовной практики: он связан с поклонением божеству, в то время как эстетический экстаз фокусируется на наслаждении самими по себе воспринимаемыми формами, качествами и образами объектов природы или произведений искусства.
Типы религиозного опыта (здесь какая то муть, так что лучше запомнить автора – Самыгин и Нечипуренко)
Можно выделить устойчивые, отличающиеся друг от друга психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом.
1. Мистик - тип созерцателя. Состояние, к которому стремится мистик, называется просветлением и предполагает предварительное очищение. Хотя мистицизм находит социальное выражение, сам по себе мистик чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности.
2. Пророк - личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк - в высшей степени социальная фигура, т.к. находится все время с людьми и призван быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой религиозный опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее.
3. Священнослужитель - посредник между человеком и божеством. Приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель традиции. Священнослужитель одновременно является и созерцателем, и деятелем. Эти два начала могут сочетаться в различной пропорции, в зависимости от обстоятельств и индивидуальных психологических качеств.
4. Реформатор - личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом. Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, но их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор - активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ.
5. Монах - член религиозного ордена, удалившийся от секулярной жизни в особое уединенное или уже освященное традицией место для приобретения возможности вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований.
6. Монах-отшельник, или пустынник, - человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта.
7. Святой - личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью, чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, праведник, достигший особой моральной и духовной высот благодаря безупречной жизни.
8. Теолог - тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Содержание своей мыслительной деятельности он черпает в материале традиции, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмысливая с точки зрения запросов времени. Теолог может и не иметь непосредственного личного опыта, он имеет его в опосредованной форме, осваивая теоретические достижения религиозной мысли прошлого в своей традиции и, возможно, в других известных ему традициях. Теолог - это, прежде всего, интерпретатор и реинтрепретатор.
9. Основоположник традиции - фигура по своему масштабу превосходит все остальные. Его религиозный опыт уникален и очень интенсивен, так что становится основой новой религии. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт.
Религиозный опыт может базироваться на четырех различных уровнях :
На Божественном уровне осуществляется само- и бого-познание, то есть осознание тождественности своей истинной природы - Природе Бога ("Атман есть Брахман"). Это уровень обретения наивысшего духовного опыта.
На Мифологическом уровне осуществляется контакт с реальностью, описываемой мифологиями разных народов и являющейся местопребыванием архетипических образов, известных "Коллективному Сознанию" (Эгрегору) как всего человечества, так и каждого конкретного народа, хотя этническая обусловленность накладывает свой неповторимый отпечаток на образ каждого мифологического персонажа, известного данной Культуре.
На догматическом уровне формируются идеи, отражающие мистический опыт, приобретенный на божественном и мифологическом уровнях. В случае отсутствия такового, всякая система догматов лишается собственно религиозного смысла (а зачастую и смысла вообще).
На обрядовом уровне формируется система поведения (как ритуального, так и повседневного), символически выражающего посредством тех или иных действий определенные принципы и идеи, существующие на догматическом уровне. Если обряд перестает быть напоминанием - своего рода "ключом" - к той или иной форме высшего мистического опыта или базируется на догматах, утерявших религиозный смысл, то он вырождается в бессмысленное действие, лишенное собственно религиозного значения.
- Предмет религиоведения.
- 2)Отличительные особенности теологии и религиоведения
- 3)Развитие представлений о религии
- 4) Основные концепции сущности религии
- 5) Понятие религии. Традиции религии
- 6)Особенности религиозной веры
- 7)Религиозное сознание
- 8) Религиозный культ
- 9)Религиозные организации
- 10) Основные подходы к проблеме происхождения религии
- 11) Родоплеменные религии ( не очень вопрос… в ответе можно в принципе про все 4 последующих вопроса писать.)
- 12)Тотемизм
- 13) Фетишизм
- 14)Анимизм
- 15. Магия
- 16. Понятие и типы религиозного опыта.
- 17. Понятие национально-государственной религии и ее особенности.
- 18. Религия Древнего Египта.
- 19. Религия Древней Месопотамии.
- 20. Религия Древней Греции. Мифология.
- 21. Религия Древнего Рима.
- 22. Индуизм: основы вероучения, основные направления.
- 23. Иудаизм: возникновение и основы вероучения.
- 24. Даосизм.
- 25. Конфуцианство.
- 26. Буддизм как мировая религия, основы вероучения.
- 27. Региональные формы буддизма: чань – буддизм и ламаизм.
- Вопрос 29. Православное вероучение.