14)Анимизм
Еще одним из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является ани-мизм (от лат. anima — душа) — вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этнографом Э. Тейлором в его работе «Первобытная культура
Анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.
Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естественными причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов и т. д., в реальности которых он не имел никаких оснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали его чувственные восприятия. Эти восприятия заставляли его прийти к заключению, что в окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа — духи. Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов — это невидимый мир. Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов.
Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души. По мнению этнографов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, а также явления сопутствующие смерти — кровотечения, последний вздох и т. д.), привели к мысли, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся жизнь человека. Эти души могут быть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание составляют видимые части или функции тела, другие, как душа, покидающая тело во время сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все признаки духа. Эта душа может переселяться в других людей, животных, в растения, предметы. В конце концов развитие анимистических верований привело к признанию существования души как двойника конкретного человека, как той части его организма, которая оживляет его, а в последствие было признано, что и одухотворяет его. Таким образом, первоначально душа мыслилась как некая телесная сила: кровь, колебания воздуха и т. д. Значительно позднее, уже на стадии очень развитых спиритуалистических религий, таких как буддизм, христианство, ислам, душа стала осмысливаться как духовная субстанция.
- Предмет религиоведения.
- 2)Отличительные особенности теологии и религиоведения
- 3)Развитие представлений о религии
- 4) Основные концепции сущности религии
- 5) Понятие религии. Традиции религии
- 6)Особенности религиозной веры
- 7)Религиозное сознание
- 8) Религиозный культ
- 9)Религиозные организации
- 10) Основные подходы к проблеме происхождения религии
- 11) Родоплеменные религии ( не очень вопрос… в ответе можно в принципе про все 4 последующих вопроса писать.)
- 12)Тотемизм
- 13) Фетишизм
- 14)Анимизм
- 15. Магия
- 16. Понятие и типы религиозного опыта.
- 17. Понятие национально-государственной религии и ее особенности.
- 18. Религия Древнего Египта.
- 19. Религия Древней Месопотамии.
- 20. Религия Древней Греции. Мифология.
- 21. Религия Древнего Рима.
- 22. Индуизм: основы вероучения, основные направления.
- 23. Иудаизм: возникновение и основы вероучения.
- 24. Даосизм.
- 25. Конфуцианство.
- 26. Буддизм как мировая религия, основы вероучения.
- 27. Региональные формы буддизма: чань – буддизм и ламаизм.
- Вопрос 29. Православное вероучение.