7)Религиозное сознание
Проблема приоритета рациональной или эмоциональной сторон религиозного сознания получает новую грань при рассмотрении вопроса о взаимодействии различных уровней религиозного сознания. Дело в том, что в развитых религиозных системах религиоведы вычленяют, по крайне мере, два четко обозначенных уровня: обыденное религиозное сознание и теоретически-оформленное, концептуальное (понятийное) религиозное сознание. На обыденном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, установок, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций. На этом уровне присутствует рациональный, эмоциональный и волевые элементы религиозной веры, но доминирующая роль принадлежит эмоционально-волевому элементу. Содержание сознания облачено в наглядно-образные формы. По характеру своего формирования оно в значительной мере носит индивидуально-личностный характер. Поэтому этот уровень нередко называют религиозной психологией.
Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библии, Коране и т. д.), утверждено религиозными организациями в виде неизменных, канонизированных формул (догматов), признание которых, в их раз и навсегда установленном виде является непременным условием правоверия. Содержание вероучения развивается и обосновывается в специальной отрасли религиозного знания — богословии или теологии, которая представляет собой целый набор теоретических и практических дисциплин: апологетику, догматику, пастырское богословие и т. д.
Основная задача теологии — формировать ортодоксальные религиозные представления, интерпретация основных положений вероучения в той форме как это диктуется интересами церкви в соответствие с требованиями времени, борьба с еретическими отклонениями. никто не может разрабатывать теологию как некое собрание лишь своих воззрений, каждый должен осознавать, что он находится в особой связи с той миссией распространения истины, за которую ответственна церковь». На основе всех этих принципов этот уровень религиозного сознания называют религиозной идеологией.
Сторонники научного религиоведения указывают на вторичный характер вероучительных формул и документов. По их мнению, эти вероучительные формулы и документы являются результатом переработки, систематизации и кодификации первичного религиозного опыта, тех представлений, чувств и переживаний, которые вырабатывают в процессе своей жизнедеятельности верующие люди. При этом отмечается тот факт, что систематизированное вероучение, разработанное идеологами и утвержденное церковью, в свою очередь, оказывает сильное влияние на характер обыденного религиозного сознания, формирует его в заданном религиозными организациями направлении. Таким образом, в развитых формах религии речь может идти не о приоритете какого-либо из уровней религиозного сознания, а о их взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга
- Предмет религиоведения.
- 2)Отличительные особенности теологии и религиоведения
- 3)Развитие представлений о религии
- 4) Основные концепции сущности религии
- 5) Понятие религии. Традиции религии
- 6)Особенности религиозной веры
- 7)Религиозное сознание
- 8) Религиозный культ
- 9)Религиозные организации
- 10) Основные подходы к проблеме происхождения религии
- 11) Родоплеменные религии ( не очень вопрос… в ответе можно в принципе про все 4 последующих вопроса писать.)
- 12)Тотемизм
- 13) Фетишизм
- 14)Анимизм
- 15. Магия
- 16. Понятие и типы религиозного опыта.
- 17. Понятие национально-государственной религии и ее особенности.
- 18. Религия Древнего Египта.
- 19. Религия Древней Месопотамии.
- 20. Религия Древней Греции. Мифология.
- 21. Религия Древнего Рима.
- 22. Индуизм: основы вероучения, основные направления.
- 23. Иудаизм: возникновение и основы вероучения.
- 24. Даосизм.
- 25. Конфуцианство.
- 26. Буддизм как мировая религия, основы вероучения.
- 27. Региональные формы буддизма: чань – буддизм и ламаизм.
- Вопрос 29. Православное вероучение.