logo
Религия Зачет!!!!

5) Понятие религии. Традиции религии

Не существует однозначной трактовки понятия религия. Религия от латинского благочестие. Это – система взглядов, основанная на вере в некие сверхъестественные силы, находящиеся за пределами человеческого опыта и наделенные особыми чудесными свойствами.

Гараджа. Религия – это мировоззрение, мироощущение и определенные действия основывающиеся на вере в существование бога, чего-то священного т.е. начала, находящегося за чертой естественного понимания. Другой подход к пониманию религии сближает ее с идеологией. Религия – это любая разделяемая группой система мышления и действия, позволяющая индивиду вести осмысленное существование и дающее объект для преданного служения.

Главное отличие религии от идеологии или философского воззрения – вера в сверхъестественное (Это была лекция)

в реальной действительности не существует “религия”, а существуют многие “религии”, в чем-то сходные, а в чем-то отличающиеся одна от другой, и подчас достаточно сущест­венно. Так, нельзя определить религию просто как веру в бога уже потому, что одним религиям присуще единобожие (монотеизм), а другим — многобожие (политеизм) на самом деле, реально религия существует только в многообразии религий. Так и понятие “религия” есть абстракция, выделяющая признаки, которые являются общими для различаю­щихся во многих других отношениях религий. Чтобы составить такое понятие, нужно изучить по возможности большое количество религий — и тех, которые существовали в прошлом и о которых сохранилась только память, как о мертвых языках, на которых сегодня уже никто не говорит, и тех, которые существуют и исповедуются сегодня людьми, населяющими Землю. Изучив их со всеми присущими им особенностями и затем, сравнив их между собой, можно выделить то, что входит в понятие религии.

Однако есть и другой, прямо противоположный, подход, со­гласно которому все религии, сколь бы разными они ни представ­лялись, на самом деле существуют как вариации одной религии, религии, как бы воплощающей в себе это понятие, представляющей собой некий эталон. Если с позиций первого подхода все религии равноправны в том отношении, что ни одна не может рассматри­ваться в качестве образца, с которым следует сверять другие, т. е. речь может идти лишь о том, относится ли тот или иной конкретный феномен к области религии, подпадает под ее определение или нет, то с точки зрения сторонников второго подхода религии можно и следует сравнивать между собой так, что становится возможным и даже необходимым различение “истинной” религии и религии “ложной”. Этот пример показывает, что в религиеведении сущес­твуют, как и в других науках, разные направления, школы, отлича­ющиеся подходами, методологией изучения религии и своими взглядами на нее.

. Структурные элементы религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации

Традиции ( что писать – не знаю…) –это - концентрирующие образцы, стереотипы деятельности, которые путем временной передачи обеспечивают воспроизводство в жизни человеческих общностей, в деятельности новых поколений аккумулированного социального опыта Т. формируются в процессе непосредственной коллективной деятельности людей по освоению природной среды, выступая тем собственно социальным фактором, который, во-первых, обеспечивает процесс адаптации социума к условиям среды и, во-вторых, выполняет роль первичного регулятора отношений между членами социума. В процессе совместной деятельности, жизнеобеспечения человеческие локальные коллективы накапливают определенный социальный опыт , и Т., оформляя его в определенных стандартах поведения, осуществляют его отбор , концентрацию и временную передачу. Традиции – это так же социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в опр. об-вах и социальных группах в течение длит. времени. Т. включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности ); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве Т. выступают определенные культурные образцы, институты , нормы, ценности, идеи , обычаи, обряды , стили и т.д.

Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библии, Коране и т. д.), утверждено религиозными организациями в виде неизменных, канонизированных формул (догматов), признание которых, в их раз и навсегда установленном виде является непре­менным условием правоверия. Содержание вероучения развивается и обосновывается в специальной отрасли религиозного знания — бо­гословии или теологии, которая представляет собой целый набор те­оретических и практических дисциплин: апологетику, догматику, пастырское богословие и т. д.

Традиция делает жизнь человека стабильной, спокойной и контролируемо

По мнению Маретта, основным элементом религии, придаю­щий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общест­венного сознания и социальных институтов, является культовая си­стема. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включа­ются в культовую систему, приобретают в ней символический ха­рактер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимо­действии Культовая система, прежде всего, представляет собой сово­купность определенных обрядов.

Религия, став частью культурного универсума, внутри себя, в пределах собственной области синтезирует определенные явления искусства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует традиции мифологии. Эти традиции отчетливо воспроизводятся в религиозном мифе