22. Индуизм: основы вероучения, основные направления.
Индуизм, по сути дела, не является единой религией. Исследователи выявляют несколько исторических форм индуизма. Основы индуизма заложены в ведической религии. Веды — это собрание гимнов, молитвенных заклинаний и обрядов.
Индуизм, как и другие ранние национальные религии, политеистичен. Первоначально — это множество богов, устойчивой иерархии, между которыми еще не установлено. Существовали такие боги как дэва (добрые духи) и асуры (злые духи).
Потом наступает второй — брахманский период в индуизме. Основным вероучительным источником этого периода являются сборник гимнов — Упанишады. С этого времени индуизм оформляется в два основных направления — вишнуизм и шиваизм.
Брахманизм вырабатывает определенную систему взаимоотношения богов. Важнейшими из многочисленных богов объявляется троица —Брахма, Шива и Вишну, разделившие между собой, хотя и не совсем четко, основные функции верховного божества — созидательную, разрушительную и охранительную.
В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива. В культе Шивы на первый план вышел созидательный момент — культ жизненной силы и мужского начала. Атрибут Шивы — бычок Найди. На лбу Шивы — третий глаз — глаз гневного разрушителя. В этом своем облике Шива внушает ужас. Шива имеет женскую ипостась — Шакти, богини плодородия. Культ богини Шакти в индуизме носит относительно самостоятельное значение. На его основе сформировалось целое направление — шактизм.
Во втором направлении индуизма — вишнуизме образ бога Вишну предстает прежде всего как хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, бог Вишну является в мир в различных земных воплощениях — аватрах. Основными и наиболее почитаемыми являются воитель Рама Кришна. Вначале Кришна выступает как божество, а позднее он трансформировался в мудреца — философа.
Третий член троицы высших божеств индуизма Брахма рассматривается как первопричина мира и творец человечества из различных частей которого произошли разные касты: из уст — брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вашьи, из ног — шудры. В повседневной жизни индийцев происходит поклонение многочисленным аватрам Шиву либо Вишну.
Важное место в вероучении индуизма занимает учение о переселении душ (сансара). Смысл существования человека состоит в том, чтобы понять, что множественность мира — это обман, ибо есть одна жизнь, одна сущность, одна цель — мировая душа — Брахма.
Задачей каждого человека является получить возможность объединить индивидуальную душу — атман с мировой душой — Брахмой. В достижении этой цели индуисты видят величайшее благо и высшее назначение. Слияние человеческого начала с божественным, превращение человека в божество невозможно в течении одной жизни. Должна пройти длительная череда перевоплощений.
Круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, считают индуисты, продолжается до тех пор, пока индивид не освободится от всех страстей, от всех желаний. Этот круговорот подчиняется общему закону — Карме. В широком смысле Карма — это общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. В узком смысле Карма — это влияние совершенного действия на характер настоящего и последующего существования. Каждой группе людей, каждому индивиду предписана своя норма поведения, своя карма, которая соответствует конкретному этому пути и следование которой делает возможным переход к более высокому этапу.
Наряду с брахманами индуистское общество имело еще три варны (касты): кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (отверженные).
Чтобы стать полноправным членом одной варн, необходимо было не только родиться в ней, но пройти церемонию посвящения и специального обучения в доме учителя — брахмана. Все старались тщательно соблюдать строгие предписания ритуальной чистоты. Соблюдение этой чистоты, помимо пищевых ограничений и т. д., предполагало строго регламентированную форму социальных отношений; общение людей должно быть ограничено своим социальным кругом, запрещены браки и совместное принятие пищи между членами различных варн, а также смена кастовой профессии. Семьи и отдельные лица, особенно из высших каст, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались самому сильному наказанию — изгнанию из касты. Так как безопасность человека и его место в обществе зависело от принадлежности к той или иной социальной группе, исключенные из касты либо должны были вымолить и заслужить прощение, либо упасть на самое дно социальной иерархии. Каста определяет место человека в индийском обществе, его права, поведение, включая одежду, знаки на лбу, украшения, которые он носит.
- Предмет религиоведения.
- 2)Отличительные особенности теологии и религиоведения
- 3)Развитие представлений о религии
- 4) Основные концепции сущности религии
- 5) Понятие религии. Традиции религии
- 6)Особенности религиозной веры
- 7)Религиозное сознание
- 8) Религиозный культ
- 9)Религиозные организации
- 10) Основные подходы к проблеме происхождения религии
- 11) Родоплеменные религии ( не очень вопрос… в ответе можно в принципе про все 4 последующих вопроса писать.)
- 12)Тотемизм
- 13) Фетишизм
- 14)Анимизм
- 15. Магия
- 16. Понятие и типы религиозного опыта.
- 17. Понятие национально-государственной религии и ее особенности.
- 18. Религия Древнего Египта.
- 19. Религия Древней Месопотамии.
- 20. Религия Древней Греции. Мифология.
- 21. Религия Древнего Рима.
- 22. Индуизм: основы вероучения, основные направления.
- 23. Иудаизм: возникновение и основы вероучения.
- 24. Даосизм.
- 25. Конфуцианство.
- 26. Буддизм как мировая религия, основы вероучения.
- 27. Региональные формы буддизма: чань – буддизм и ламаизм.
- Вопрос 29. Православное вероучение.