logo
УМК по религоведению

Тема 14. Религия и молодежь.

Цель: Ознакомление с религиозными группами, привлекающие молодежь для своих целей.

План

1. Процесс глобализации и влияние религиозных групп на сознание молодежи. На сегодняшний день молодежь независимого Казахстана живет в условиях, когда негативное отношение к религии, воспитываемое в советское время, ушло в прошлое. Идет процесс возрождения духовной жизни и усиления активности представителей конфессий по привлечению молодежи к вере.

Внимание молодежи к вопросам религии объясняется не только стремлением определиться с выбором веры и мировоззрения, но и закономерным интересом к традиционным ценностям в условиях общего возрождения культуры.

Взаимодействие государства, общества и религиозных объединений в возрождении культурных ценностей, воспитании молодого поколения на основе сложившихся традиционных моральных и нравственных устоев, в духе патриотизма, представляется в настоящее время важным направлением деятельности. Современные исследования свидетельствуют, что число верующих среди молодежи выросло.

Здесь необходимо отметить, что не существует абстрактной религии – она представлена множеством конкретных конфессий и деноминаций. Анализ свидетельствует, что большинство верующих, в том числе и молодежь, предпочтение отдают традиционным для республики конфессиям. Это обусловлено тем, что в современном Казахстане общественно – политическая деятельность представителей традиционных религий связана с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей, населяющих республику народов.

При этом необходимо учитывать и то, что в процессе исторического развития Казахстан обрёл облик культурно – этнического образования, в котором синтезированы славянские и тюркские, православные и мусульманские начала. Каждая из этих религий имеет свою этническую базу, они практически не пересекаются. Хорошие взаимоотношения между ведущими (по числу верующих) религиями Казахстана способствуют формированию и укреплению толерантности в межконфессиональных отношениях.

Следует отметить и то, что некоторые верующие, являются членами общин нетрадиционных религий. Активную деятельность осуществляют в республике зарубежные проповедники, которые, располагая значительными финансами и большим опытом миссионерской работы, нередко теснят традиционные для Казахстана религии в борьбе за влияние над верующими. Некоторую часть молодежи привлекает то, что большинство возникающих в Казахстане новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В этих утопических проектах можно найти обещание не только приобщить население Казахстана к истинной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Некоторые обращаются к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемая в ряде новых религий, подчеркнуто гуманное отношение друг к другу.

Однако необходимо учитывать и то, что, привлекая в свои объединения казахов, русских и представителей других народов, издавна живущих в Казахстане, зарубежные миссионеры тем самым отрывают их от своих духовных исторических корней, или подрывают эти корни. Результатом миссионерства практически всегда является обострение и даже разрыв семейно-родственных связей.

Особую озабоченность государственных органов вызывает вовлечение молодежи в экстремистские организации, прикрывающиеся пропагандой «чистой религии». Религиозный экстремизм можно рассматривать как угрозу политической безопасности государства. Религиозный экстремизм препятствует развитию национальной идентичности всего казахстанского общества, создает очаги религиозной нетерпимости.

Одной из причин вовлечения молодежи в ряды экстремистских религиозно-политических движений является религиозная безграмотность, неумение отличить истинную религию от ее спекулятивных политизированных организаций. Это говорит о необходимости повышения уровня знаний у молодежи об основных положениях религий. Заслон распространению религиозного экстремизма и терроризма должны поставить, в первую очередь, религиозные лидеры.

Религия в Казахстане отделена от государственной власти, поэтому государственное образование не может ставить целью формирования религиозного сознания. Вместе с тем, религия является неотъемлемым компонентом духовности народа, без знания религиозных ценностей, имеющих нравственное и культурное значение, знание народа будет неполным, ущербным. Тем более что знание мировых религий показывает общность нравственных устремлений, духовных исканий, культурных норм многих народов, населяющих наше государство.

Перед обществом стоит задача воспитания духовно богатой личности с высокими нравственными устоями, активной гражданской позицией, формирования у молодежи ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях Казахстана. В решении этих вопросов важную роль могут и должны сыграть традиционные религии.

Для того, чтобы надежно обеспечить защиту молодых людей от пропаганды асоциальных взглядов, содержащихся в вероучении некоторых религиозных объединений, им необходимы религиоведческие знания.

Именно поэтому в Казахстане периодически проводятся различного рода конференции на тему духовно-нравственного воспитания и на разные религиозные темы, в которых принимают участия и священнослужители традиционных религиозных конфессий. Главная задача традиционных религий на сегодняшний день - уберечь молодежь от псевдо идей экстремизма и ксенофобии.

2. Основные принципы и методы деятельности деструктивных культов и организаций. Деструктивный культ – термин используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами по отношению к религиозным и другим группам и организациям, причинившим (причиняющим) вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда. Большая энциклопедия «Терра» рассматривает данное понятие как крайнюю форму тоталитарной секты, когда подобные секты обвиняются в доведении до самоубийства и убийствах людей.

Учёные замечают, что у членов тоталитарных сект «формируется тоталитарное мировоззрение, что приводит к преобладанию групповых интересов над личными и развитию синдрома «мы/они», разделяющего мир на два враждебных лагеря: «мы» (культисты) и все остальные люди, не принадлежащие к данному культу». Отсюда происходит преобладание групповой воли над индивидуальной, а также «внушается чувство элитарности и взгляд на мир с позиции поляризованности: культ — хороший, мир вне культа — плохой, спасения в нем нет, а значит, и нет пути назад».

В наше время, после насаждения атеизма, у многих граждан, в том числе у подростков появилась естественная тяга к познанию религии. Причем, зачастую люди выбирают нетрадиционную для своего народа веру, а различные нетрадиционные верования, псевдонаучные, псевдорелигиозные движения и оккультные школы, в сущности, являющиеся деструктивными культами.

Несмотря на различия в «учениях» и образе жизни, все деструктивные культы имеют общие признаки своей деятельности. К ним относятся: претензии на исключительную мудрость, божественность, требование беспрекословного согласия с властью лидеров и полная подчиненность им. Эта подчиненность необходима даже и в том случае, если лидер значительно меняет ранее уже существовавшую доктрину деструктивного культа или ведет аморальный образ жизни.

Для всех культов характерна вера в то, что их верование представляет абсолютную истину. Поддерживается клевета на критическое мышление, рациональную и умственную деятельность как на нечто чуждое или пагубное. Для многих культов характерным является разрыв с семьей, друзьями, прошлыми интересами, работой, учебой. Все мысли и влечения концентрируются на жизни и общих интересах культа.

Нетрадиционные религиозные движения используют различные методики контроля за сознанием и поведением культистов, создают прямую и скрытую зависимость – психологическую, физическую, финансовую, от лидеров и организации, ограничивают свободу выхода, нередко внушая страх перед выходом из секты, предупреждая о суровых или сверхъестественных карах за отступничество от секты. При этом люди держатся часто на страхе и чувстве вины, находятся в постоянном напряжении, что нередко приводит к невротическим и психическим срывам, депрессии, самоубийству.

Зоной особого внимания деструктивных культов является молодежь, которую, в силу недостаточного жизненного опыта, восприимчивости всего нового, необычного, легче завлечь в свои сети. Поэтому различного культы представляют потенциальную опасность как для наших молодых сограждан, так и всего казахстанского общества.

Деструктивные религиозные культы – это авторитарная религиозная организация любой ориентации, которая является по своей сути разрушительной к духовному, психологическому и физическому состоянию личности. Культы практикуют скрытое психологическое насилие, выражающееся в незаконном контроле над сознанием поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия. Отдельное лицо (лидер) или группа лиц в своих узкоэгоистических целях целенаправленно формируют и поддерживают состояние неестественной зависимости и покорности у лиц, впервые попавших в организацию.

Одними из наиболее распространенных основных предпосылок попадания молодежи в деструктивные культы являются:

– происхождение из так называемых «неблагополучных» семей;

– психологические кризисы подросткового переходного периода;

– чувство страха и неуверенности перед трудностями современной жизни;

– неопределенность в завтрашнем дне;

– закомплексованность и вытекающие из него проблемы в общении с окружающими.

Любой культ – это организация, руководство которой хочет получить неограниченную власть, влияние и деньги. В погоне за этим могут применяться всякого рода маски – философские, религиозные, психологические. Могут прикрываться благотворительным комитетом, университетом, курсами английского языка или психологическим тренингом. Культы бывают сатанистские, языческие, новоиндуистские, оккультномистические. Объединяет их одно: прикрываясь словами о добре и правде, они разъединяют людей. Те, кто с ними, – свои, хорошие, кто не с ними – плохие, враги.

Цель у всех культов одна – завербовать как можно больше граждан под свои «знамена». А содержание религиозного обмана – всяческие обещания сделать жизнь счастливой. И, как правило, обещания небескорыстны. Потому как основой счастья может стать полное отречение от своего имущества, в их пользу.

Террористические группировки, экстремистские организации, мафиозные сообщества, как и деструктивные культы, эти объединения предлагают чувство общности, структурированность и значимость по чрезвычайно высокой цене: очень часто нужно безоговорочно отказаться от себя.

К новым религиозным движениям (нетрадиционным религиям) обычно относят религии, возникшие сравнительно недавно (в XIX или ХХ вв.); не связанные четко с определенной этнической группой. Их вероучение, как правило, не имеет глубоких связей с историей и культурой государства или отдельных этносов. Новые религиозные движения часто называют нетрадиционными или альтернативными религиями.

Рассматривая причины распространения новых религиозных движений, исследователи связывают их с отдельными политическими, социальными и мировоззренческими процессами. К ним в первую очередь относят глобальные проблемы человечества, которые стали источником негативных настроений: утраты гуманистических принципов, бесперспективности жизни, вызывающих ощущения общего кризиса общества. Новые религии, как религия в целом, выполняют иллюзорно–компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную функции. Нередко нетрадиционные религии стремятся в иллюзорной форме компенсировать потребность в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни, изолирующей человека от всего многообразия социальных связей. Некоторые из них сознательно противопоставляют себя государству и обществу, как и позициям доминирующих в обществе религиозных общин. Главным инструментом их распространения является активная миссионерская деятельность. Подавляющее большинство нетрадиционных религий стремятся охватить молодежь. Именно молодежь является той социальной группой, среди которой ведется основная миссионерская работа по поиску новых членов. В нетрадиционных религиях молодежь привлекает своеобразная романтика, система тайных инициаций, экзотичность, экстравагантность.

3. Методы деятельности деструктивных организаций и течений. Деструктивная религиозная организация – это жесткая иерархическая структура, представляющая собой угрозу основополагающим правам и интересам личности, общества и государства, а также противоправные деяния членов этой организации, совершающиеся по религиозным мотивам.

Методы, которыми пользуются руководители деструктивных культов:

– изменение образа жизни, идеалов, поведения, интересов, привычек, облика, склонностей, речи;

– утрата интереса к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха;

– увлечение религиозной тематикой;

– выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших;

– настойчивые повторения явно чужих и необычных мыслей, цитат, апелляция к неким авторитетам;

– частое и необъяснимое отсутствие дома;

– путешествие по стране и за границу;

– чрезмерное количество телефонных звонков и писем;

– резкое изменение состава домашней библиотеки;

– изменение режима питания;

– замкнутость в себе или открытая сильная экзальтация ради каких–либо дел;

– значительные денежные потребности: займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги;

– проявление интереса к праву на собственность в части недвижимости, драгоценностей и иного имущества.

В деструктивных религиозных организациях наблюдается информационный контроль. Под этим мы имеем в виду:

• отсечение внешних по отношению к культам источников информации или клевета на них;

• разрушение связей с людьми за пределами группы;

• «бомбардировка» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями, нацеленными на идеологическую обработку;

• объявление определенной информации о культе «секретной» (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательства требуются от культистов; на что уходят деньги);

• призывы к намеренному искажению этой информации («Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий») и открытой лжи («Никто из наших последователей не дает деньги лидеру», «Мы не считаем, что наш гуру – Бог»).

Результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и таким образом предотвращает критическую оценку культа.

В деструктивных религиозных организациях наблюдается манипуляция языком. Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы). Введение так называемого «новояза», введение иностранного языка(–ов) в разговор и пение; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.

Результаты: Будущие адепты чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с членами РО, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможенно в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет «мы–они», причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с культом и меньше – с некультовым миром.

В деструктивных религиозных организациях наблюдается отучивание от критического, рационального мышления. Например, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов утверждениями типа «Все станет ясно со временем» или угрозами типа «В корне всякого сомнения Сатана», увещеваниями вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности».

Результаты: испытание чувства вины из–за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушитель спокойствия, генератор ядовитых сомнений, оружие Сатаны и тому подобное.

В деструктивных религиозных организациях практикуется обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, то есть произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).

Результаты: Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными к особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов приводит к подавлению сомнений и возрастанию внушаемости, способствует дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим нарушениям, срывам.

В деструктивных религиозных организациях практикуются исповедальные сессии, во время которых принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.

Результаты: Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

В деструктивных религиозных организациях практикуется групповое давление. То есть используется позитивное подкрепление (одобрение, проявление привязанности или повышение статуса культиста), когда он соглашается с целями группы, и удаление подобных форм подкрепления, даже наказание, когда кто–то говорит или действует вопреки культовым предписаниям.

Результат: Люди могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчивые убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике.

Ключевые понятия

Адепт, культист, групповое давление, глоссолалия, деструктивность.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова цель деструктивных организаций?

2. Каковы методы вербовки?

3. Каков результат их деятельности?

Рекомендуемая литература

1 Борунков Ф.Ф. Основы религиоведения. / Борунков Ф.Ф. – М., 1994.

2 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. / Элиаде М. – М., 1999.

3 Миркина 3. Великие религии мира. / Миркина 3., Померанц Г. – М., 1995.

4 Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 г «О религиозной деятельности и религиозных объединений».

5 ІІ Съезд лидеров мировых и традиционных религий. – Алматы: «Өнер», 2006.

6 Абуов А.П. Мировоззрение Ходжа Ахмета Ясави. / Абуов А.П. – Алматы, 1997.

7 Бокаева А. Религиозные объединения города Караганды. / Бокаева А., Смагулов Е.М. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2007.

8 Гараджа В. Религиоведение. / Гараджа В. – М., 1994.

9 Гарифолла Е. Основы религиоведения. / Гарифолла Е., Абуов А.П., Бегалинова К.К., Смагулов Е.М. – Алматы: «Білім», 2010.

10 Глобальный диалог во имя мира. Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий // «Казахстанская правда», 02.07.2009.

11 Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. / Дворкин А. – Н. Новгород, «Христианская библиотека», 2002.

12 Жусупов С. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии: Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. Жусупов С. – М.: Центр Карнеги, 2001.