Введение
Учебно-методический комплекс дисциплины «Религиоведение» включает в себя ряд разделов, из которых наиболее значимыми являются: национальные религии, буддизм, христианство, ислам и.т.д. Благодаря научному анализу, объективности, историзму, опоре на реальные факты, применению диалектического подхода к изучению феномена религии, можно представить наиболее точное объективное определение понятию «религия».
Программа дисциплины адресована преподавателем и студентам всех специальностей Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина.
Сегодня религии занимает значительное место в жизни общества, во многом определяя лицо культуры, её ценности, сам ход истории. Не случайно данный УМКД уделяет большое внимание этическим аспектам древних, национальных и мировых религий и их влиянию на жизнь человека и общества.
Многонациональность и поликонфессиональность народов Республики Казахстан ставят перед преподавателями религиоведения одну из важнейших и актуальных задач - формирование у студентов этнической и конфессиональной толерантности, формирование способности понимать культуру других народов, как и собственное духовное наследие. Эта способность особо актуальна в настоящее время.
В современную эпоху глобализации представляется актуальным рассмотрение тенденции усиления взаимосвязей между различными религиями, как в плане экуменического движения, так и формирования всемирных религиозных сект. Важным является анализ феномена религиозного ренессанса в мусульманских странах и Казахстана; понятия, природы и последствий этнорелигиозных конфликтов. При этом важно изучать то общее, что есть у всех религий и то, что отличает одну конфессию от другой.
Собственно лекционный курс может строиться преподавателем по разным методическим схемам. Творческий подход лектора к изложению материала может выражаться как в отборе рассматриваемых в лекциях проблем, так и в использовании фактических данных из разных регионов мира.
УМКД ориентирует на обеспечение диалектического единства религиоведения и смежных дисциплин, комплексного подхода к изучению курса. Оптимальным вариантом представляется сочетание историко-хронологического и культурно-географического подходов, базирующемся на системном подходе к изучению религиозных конфессий регионов.
Предполагается, что теоретические знания и практические навыки будут даны на основе данной программы суммой трех дидактических форм: лекциями, семинарами, самостоятельным изучением рекомендуемой литературы и просмотра документальных фильмов.
Данный курс учит совмещать толерантность с принципиальностью. Учебная программа, планы семинарских занятий, рекомендованная литература, тематика рефератов и примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Религиоведение» составлены в соответствии с требованиями временной типовой программы.
Студенты должны овладеть знаниями в области религиоведения и выработать навыки интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из накопленного исторического опыта человечества, выработанных методологических принципов и обращенности к духовным ценностям человеческой личности.
Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам всесторонние знания о генезисе религии, отношении ее к мифологии, о развитии ее предмета, функций, категориального аппарата, о соотношении научной, религиозной и мифологической картин мира; об историческом развитии религиоведческих концепций, основных этапах, специфике философских учений.
Развить у студентов самостоятельность мышления при решении проблем формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных и правовых норм общежития. Сформировать навыки методологических подходов при столкновении с многообразием представлений о формах человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности.
Способствовать приобретению студентами практических навыков понимания роли религии в развитии цивилизации, взаимодействия религии и техники и связанные с ними социальные и этические проблемы, ценности религиозной рациональности и ее исторических типов, умению использовать знание структуры, форм и методов религиозного познания. Привить студентам навыки использования религиоведческих принципов и категориального аппарата в анализе научных и социально-политических проблем современности.
Дисциплина «Религиоведение» закладывает мировоззренческие основы культуры мышления студента. Исходя из этих соображений, она должна открывать цикл социальных и управленческих дисциплин. Вместе с тем религиоведение предполагает умение студента осуществлять рефлексию, анализировать обобщенную научную и религиозную картины мира, что предполагает определенные навыки интеллектуальной деятельности и знакомство с содержательными аспектами научных теорий.
СТРУКТУРА СИЛЛАБУСА
- Религиоведение
- «Религиоведение»
- Введение
- 1. Данные о преподавателе
- 2. Данные о дисциплине
- Примерное распределение учебного времени
- 3. Пререквизиты курса
- 4. Постреквизиты курса
- 5. Описание курса
- 6. Содержание курса
- 6.1 Перечень лекционных занятий
- 6.2 Перечень семинарских занятий
- 7. График выполнения и сдачи заданий срс по дисциплине
- 8.Список литературы
- 9. Политика курса
- 10. Информации по оценке знаний
- 11. Политика выставления оценок
- Примерная схема оценки знаний студентов
- Тема 2. Религия как духовная культура и социальный институт
- Тема 3. Происхождение религии и ее ранние формы
- Тема 4. Мифология как сложное культурное явление
- Тема 5. Национальные религии
- Тема 6. Буддизм
- Тема 7. Христианство
- Тема 8. Ислам
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Тема 11. Новые религиозные движения. Особенности новых (нетрадиционных) религиозных движений. Классификация нетрадиционных религий. Деструктивные культы
- Тема 12. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в современном мире
- Тема 13. Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории Республики Казахстан
- Тема 14. Религия и молодежь.
- Тема 15. Инициативы Республики Казахстан в сфере диалога религий
- Задания для семинарских занятий
- Тема 1. Политика рк в сфере религии. Законодательство о религии
- Литература:
- Тема 2. Религия как духовная культура и социальный институт
- Литература
- Тема 3. Происхождение религии и ее ранние формы
- Литература
- Тема 4. Мифология как сложное культурное явление
- Литература
- Тема 5. Национальные религии
- Литература
- Тема 6. Буддизм
- Литература
- Тема 7. Христианство
- Литература
- Тема 8. Ислам
- Литература
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Литература
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Литература
- Тема 11. Новые религиозные движения
- Литература
- Тема 12. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в современном мире
- Литература
- Тема 13. Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории Республики Казахстан
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 6. Буддизм
- Тема 7. Христианство
- Тема 8. Ислам
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Тема 11. Новые религиозные движения
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Тема 6. Буддизм
- Тема 7. Христианство
- Тема 8. Ислам
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Тема 11. Новые религиозные движения
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Глоссарий
- Список литературы
- Содержание