logo
УМК по религоведению

Тема 11. Новые религиозные движения. Особенности новых (нетрадиционных) религиозных движений. Классификация нетрадиционных религий. Деструктивные культы

Цель: Пояснения основных принципов новых религиозных течений, существующих в Казахстане.

План

1. Чем отличаются нетрадиционные религии от традиционных. Причины распространения новых религиозных учений.

2. Классификация нетрадиционных религий.

3. Деструктивные культы.

1. Чем отличаются нетрадиционные религии от традиционных. Мировые и национальные религии имеют богатое прошлое, у них миллионы последователей. Эти религии уже много столетий и даже тысячелетий тесно связаны с историей, культурой, духовной жизнью, обычаями и привычками целых народов. Буддизм, иудаизм, христианство и ислам стали ориентиром в великих свершениях и обыденной жизни. Принципы этих религий влияли на то, как многие поколения людей воспитывали своих детей, хоронили умерших, трудились, писали книги и создавали великие произведения искусства. Иными словами, эти религии стали неотъемлемой частью культуры и общественной жизни. Если вычеркнуть их из истории народа, то она обеднеет, лишится своей души, превратится в набор отдельных событий и имен. Такие религии называют традиционными.

В наши дни, наряду с традиционными, широкое распространение в мире получили новые религии, которые определяют как нетрадиционные.

Новые религиозные движения могут напоминать классические: как правило, они разрабатывают собственное вероучение на основе признаваемого священным текста, существует определенная система поклонения и ритуальная практика (чаще всего упрощенная), создаются культовые сооружения (залы царств, дома молитв) и.т.п. Непременно формируются система ценностей и правила поведения, обязательные для последователей.

Нетрадиционность проявляется в специфике их учения, идей, нравственных установок, а также в отсутствии связи с культурной и духовной жизнью конкретного общества.

Еще одним признаком нетрадиционных религий является то, что они противопоставляют себя традиционным вероучениям. Прибывшие из-за рубежа миссионеры заявляют о том, что имеющие давнюю историю конфессии не могут удовлетворить духовные потребности человека.

Некоторые новые религии полностью отвергают старые священные тексты, другие же предлагают их новую трактовку. В крайних формах нетрадиционные движения могут полностью отвергать общечеловеческие гуманистические ценности и требования морали.

Обратим внимание на то, что руководители и последователи новых религий обычно не признают их нетрадиционный характер. Они заявляют о том, что их вероучение не является новым, это лишь очищенное, исправленное и возвращенное к своей первоначальной сути учение.

Причины распространения новых религиозных учений. В 60-70-е гг. ХХ в. на Западе получили широкое распространение новые религиозные движения, организации и культы. Некоторые эксперты насчитывают только в Соединенных Штатах до 5000 «новых религий». В последние десятилетия они проникли и в Казахстан.

Широкое распространение нетрадиционные религии получают в условиях духовного и социального кризиса, когда разрушается старая система ценностей, а новая еще не сложилась. Способствует приходу всевозможных новых культов и кризис традиционных религиозных структур.

На рубеже к.1980-1990-х гг. в государствах, образовавшихся на месте бывшего Советского Союза, активизируется деятельность миссионеров зарубежных нетрадиционных религий, располагающих огромными финансовыми возможностями. В обстановке духовного вакуума и краха атеистической идеологии, падения авторитета традиционных церквей многие люди поверили в то, что миссионеры смогут помочь им легко и просто решить все проблемы.

Широкое распространение новых религий обусловлено многими причинами. В частности, по историческим причинам религиозные убеждения значительной части населения не являются достаточно глубокими. Религия вошла в жизнь большинства граждан Казахстана и других постсоветских государств лишь в начале 1990-х гг. Наследием атеистической эпохи стало то, что многие люди имеют поверхностное представление о своем вероисповедании, а требования культовой практики исполняют формально. Например, для части верующих принадлежность к христианству ограничивается ношением нательного креста, а принадлежность к исламу – отказом от употребления в пищу свинины. Немало наших сограждан посещает религиозные центры (церкви, мечети) лишь по крупным праздникам, в их обыденной жизни связи с религией практически нет. Сильны в обществе и мистические настроения. Всевозможные гадалки, маги, шаманы заполонили страницы газет и журналов, передачи оккультного содержания выходят в телеэфир. Одним словом, духовность зачастую подменяется ее суррогатом.

2. Классификация нетрадиционных религий. Нетрадиционные религии многочисленны и многообразны в своих проявлениях. У них немало различий в идеологии и образе действий, поэтому достаточно сложно дать их классификацию. На основе вероучения, догматики и некоторых других признаков ученые выделяют следующие типы нетрадиционных религий:

1. Неохристианские объединения. Они заявляют о своей ориентации на христианское наследие, однако при его трактовке используются нехарактерные для традиционного христианства схемы, привлекаются элементы восточных религий, упор делается на скором приближении конца света. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие организации: «Международная церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь Последнего Завета» (церковь Виссариона), «Богородничное братство», «Белое братство» и др.

Некоторые учения вырабатывают собственное «Новое откровение», то есть тексты, которые предлагается считать священными (например, «Последний Завет» Виссариона). Другие предлагают собственные переводы и интерпретации Библии, значительно отличающиеся от канонических (например, «Свидетели Иеговы» и мормоны).

2. Неоориенталистские (от ориентальный – восточный) течения. В основу их культовой практики положены восточные религии, чаще всего индуизм, буддизм и даосизм. Как правило, восточные вероучения значительно перерабатываются и представляют собой адаптированный для западного восприятия вариант. К неоориенталистским течениям относятся «Общество сознания Кришны», «Брахма Кумарис», «Трансцендентальная медитация», «Аум Синрикё» и др. Акцент в их деятельности делается на раскрытие внутренних способностей человека с помощью различных психологических техник, включая медитации.

3. Сатанистские группы. Среди них можно назвать «Церковь сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих антигуманных объединений. Они объявляют себя носителями зла и антиподом христианства.

4. Оккультизм и целительские культы. Речь идет о распространении мистических учений, магии, теософии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений.

3. Деструктивные культы. Некоторые нетрадиционные религии называют деструктивными культами. Деструктивными называются не все новые религиозные течения, а лишь те, которые представляют опасность для общества, наносят ущерб здоровью, психическому и материальному благополучию своих последователей.

Не случайно такие культы называют деструктивными (разрушительными) и асоциальными (антиобщественными). Также их именуют псевдорелигиями. Приставка псевдо- означает, что данная организация внешне напоминает религии: используются всевозможные обряды, культовые действия, в своих выступлениях проповедники сект напоминают священников традиционных конфессий. Но при этом их действия направлены не на духовное возвышение человека и приобщение его к нравственным ценностям. Фактически совершается духовное и физическое насилие над личностью. Имеются многочисленные свидетельства того, что в культах происходит полное разрушение личности. Для освобождения из духовного плена бывшим адептам требуется длительная психиатрическая помощь. Молодые люди, попавшие под такое влияние, лишаются интереса к жизни, весь смысл их существования сводится к служению своей новой церкви.

Порой нелегко провести четкую грань между традиционными и нетрадиционными религиями, церквями и деструктивными культами. Поэтому попытаемся выделить признаки, наличие которых может свидетельствовать о том, что данная организация представляет опасность. Сразу обратим внимание на то, что конкретному культу не обязательно должны быть присущи все названные признаки, однако наличие хотя бы одного или нескольких из них должно заставить людей насторожиться. Итак, деструктивным культам присущи следующие черты:

1. Наличие харизматического лидера. Многие культы складываются вокруг харизматических лидеров, то есть личностей, наделенных харизмой (от греч. charisma – дар) – особыми свойствами, выделяющими его из толпы и позволяющими влиять на других. Такие люди зачастую утверждают, что говорят от имени Бога и имеют особое право учить других правилам жизни.

2. Замкнутость и противопоставление обществу. Зачастую культы складываются как особая община, большая семья. Причем правила поведения в этой «семье» значительно отличаются от общепринятых. Иногда устанавливается «общинная» форма собственности, а последователи культа отказываются от своих квартир, машин и прочего имущества, передавая его общине, а точнее ее лидеру. В общий фонд поступает и часть заработанных членами групп денег. В результате таких действий во владении лидеров сект может оказаться все имущество адептов.

3. Контроль над жизнью адептов. Деструктивным культам присущ строгий контроль над членами, не допускается критическое отношение к учению организации и ее лидерам. Иногда практикуется изоляция последователей от семьи и общества. Для этого они создают поселения в изолированных местах, где верующие живут общинами. От членов группы требуется полный разрыв отношений с прежним окружением. Если родные и близкие не хотят вступать в культ, то контакты с ними обрываются. Это приводит к тому, что рушатся семейные узы, дети порывают с родителями, супруги разводятся. В деструктивную организацию легко попасть, но выйти из нее трудно. От вступившего человека требуют совершить поступки, ставящие его вне традиционных моральных принципов или даже нарушающие закон. Уходящим грозят обнародованием компромата, а порой просто запугивают насилием.

4. Применение манипуляций. Контроль над членами сект осуществляется с помощью манипулирования их поведением. Там, где недостает силы обычного убеждения, лидеры групп используют гипноз, медитацию, длительные молитвы, многократное повторение одних и тех же фраз. Обычной практикой является жесткий контроль приема пищи и сна. Ограничение приема пищи доходит до полного отказа от употребления многих жизненно важных продуктов. Молитвы и прочие ритуалы могут продолжаются много часов подряд, в том числе и глубокой ночью. Это приводит к нарушению сна и психическим расстройствам. Зафиксировали случаи, когда лидеры применяли сильнодействующие медикаменты, подавляющие волю человека. Нравственная обстановка в такой общине может быть такой, что человек постепенно превращается в зомби – абсолютно аморфное существо, слепо выполняющее волю своего «учителя». Психологическая зависимость от жизни в культе бывает не менее сильной, чем зависимость от наркотиков.

5. Ожидание скорого конца света. Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда неминуемого скорого конца света, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе.

6. Наличие двойного учения. Для многих современных религиозных течений характерно противоречие между провозглашаемыми принципами и реальной практикой. В своих листовках они заявляют о свободе совести, поисках духовности и Бога, а на деле требуют от последователей строгого следования жестким предписаниям, не терпя инакомыслия. При общении с миссионерами новообращенному говорят одно, однако в ходе пребывания в общине он понимает, что ее учение значительно отличается от того, о чем говорилось ранее.

Деструктивные культы охотно используют самые изощренные методы подчинения сознания адептов. Наибольшая опасность исходит от организаций, которые стремятся полностью изолировать своих приверженцев от окружающего мира. Они используют особые методы воздействия на верующих, в результате которых личность оказывается под полным контролем лидеров. Тоталитарные культы заставляют последователей отказываться от имущества, они не останавливаются перед финансовыми махинациями, применением физической силы, эксплуатацией бесплатного труда адептов. Порой насилие, жестокость, беспорядочные сексуальные связи, отрицание морали возводятся в принцип.

Французские мыслители, в 2000 году сформулировали за деструктивными сектами, десять критериев тоталитарного культа:

- дестабилизация сознания;

- непомерные финансовые притязания (поборы);

- навязывание разрыва с прежним окружением;

- покушение на физическое здоровье;

- вербовка детей;

- антиобщественные высказывания;

- нарушение общественного порядка;

- привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям;

- нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);

- попытки проникновения во властные структуры.

Каждая организация имеет свои особенности, а степень ее деструктивности, или опасности для общества, различна. Отдельным культам могут быть присущи не все названные признаки, да и проявляются они по-разному. Надо помнить, что порой скрытое воздействие на психику бывает опаснее, чем явное физическое насилие. Ведь в первом случае происходит постепенное и незаметное разрушение личности, превращение ее в фанатика или зомби, а во втором случае человек сразу видит истинное лицо секты.

Некоторые культы выступают под видом культурных, образовательных или медицинских организаций. Многие из них, благодаря эксплуатации своих адептов, превратились в крупные финансово-промышленные корпорации, стремящиеся, в конце концов, добиться власти над всем миром.

В деструктивных организациях вера используется для достижения целей, не имеющих ничего общего с духовностью. Деструктивные культы можно назвать явлением псевдорелигиозным, поскольку они не являются плодом душевных поисков и стремления к абсолюту. Обычно они возникают не просто в результате какого-то внутреннего заблуждения их основателей, а с корыстными целями личного обогащения, господства над людьми, удовлетворения низменных потребностей.

Чаще всего жертвами деструктивных культов становятся малообразованные люди с податливой психикой. Легкой наживой для миссионеров могут стать те, кто испытывает серьезные личные трудности и комплексы.

Прежде всего, необходимо помнить, что обещания решить ваши личные проблемы и проблемы всего человечества – это ложь! Ни одна настоящая религия не берется в одночасье избавить весь мир от проблем и пороков.

Если деятельность какой-либо религиозной (или напоминающей религиозную) организации ведет к порабощению личности, приобщению человека к наркотикам или иной зависимости, то мы, скорее всего, имеем дело с деструктивным культом. Такие организации не ведут к духовному очищению и приобщению к вечному, а манипулируют личностью в интересах корыстных и даже преступных сил. Приобщение к культу может привести к тому, что ваше имущество окажется в руках всевозможных «учителей», гуру и прочих проходимцев, а вы лишитесь родных и друзей.

Признаки деструктивности в религии, о которых необходимо знать каждому, достаточно очевидны. Дадим лишь некоторые предостережения, о которых следует всегда помнить.

Будьте осторожны, если:

- обратившиеся к вам миссионеры не дают полной исчерпывающей информации о своей организации, не называют своих лидеров, не дают вам сведений о них, избегают сообщать свое точное название;

- миссионеры проявляют крайнюю настойчивость, всеми средствами навязывая вам свое учение;

- при общении с представителями организации создается ощущение, что на вас оказывается психическое воздействие, возможно, используются технологии манипуляции личностью;

- вас заставляют передать деньги или иное имущество в организацию (это может мотивироваться благотворительными или иными благородными целями);

- пребывание в организации противопоставляется контактам с семьей, друзьями, внешним миром;

- членам организации ограничивают свободный доступ к информации (книгам, телевидению, газетам, радио и т.д.);

- в организации существует культ руководителя, которому следует безоговорочно и слепо подчиняться;

- вас пугают скорым концом света и тем, что все, кто не присоединился к данной организации, будут прокляты или уничтожены.

В некоторых случаях деструктивные общины идут на прямое нарушение закона, приобщают своих последователей к наркотикам, алкоголю или иным формам зависимости.

Попасть в сомнительную организацию несложно, гораздо труднее выйти из нее. Тоталитарные культы имеют структуру, напоминающую военную или преступную организацию. Все адепты связаны жесткой дисциплиной, тех же, кто попытается ослушаться, подвергают жестоким наказаниям. Подчиненных заставляют привлекать к антигуманному культу своих родных и близких, либо человек вынужден расстаться с семьей. Новоявленные духовные вожди стараются подчинить личность всеми методами, включая незаконные. Для вступления в некоторые секты новые члены должны бывают совершить преступления либо отдать свое имущество.

Таким образом, личность попадает под неограниченный контроль самозванных «учителей» и «пророков» У человека полностью меняется система ценностей, вся жизнь становится подчиненной правилам псевдорелигиозной организации.

В большинстве государств законы запрещают деятельность организаций, наносящих ущерб психическому и физическому здоровью, имуществу граждан, разрушающих нравственные ценности. Но они могут проникнуть под видом обычных конфессий, представляя дело так, будто их деятельность связана с совершенствованием личности. Руководители псевдорелигий используют не только сложные периоды в жизни страны, но и проблемы отдельного человека. Пытаясь освободиться от оков прошлого, личность попадает в новые оковы.

Конечно, многое зависит и от каждого из нас. Необходимо понимать, что тот, кто знает легкие рецепты от всех проблем и болезней, скорее всего, обманывает. Настоящая религия не обещает избавления от всех бед, она лишь дает человеку духовные ориентиры, в рамках которых он должен сам принимать непростые решения.

Ключевые понятия

Нетрадиционность, псевдорелигиозность, харизматичность, манипуляция, адепт, неоориенталичность, сатанистсво, оккультизм и целительские культы, деструктивные культы, неохристианство.

Вопросы для самоконтроля

1. Сравнительный анализ традиционности и нетрадиционности религий.

2. Нравственные проблемы нетрадиционности.

3. Что означает псевдорелигиозность.

4. Классификация нетрадиционных религий.

Рекомендуемая литература

1 Гершун В.И. История религии. / Гершун В.И. – Костанай, 2004.

2 Богомолов А.И. Религии мира. Новейший словарь. / Богомолов А.И. –Р.-На-Д., 2005.

3 Музафарова Н.И. История религий. / Музафарова Н.И. – Р.-на-Д., 2004.

4 Артемьев А.И. Религиоведение: основы общего религиоведения, истории религий, религии в Казахстане. / Артемьев А.И. – А., 2002.

5 Эллиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. / Эллиаде М. – М., 1999.

6 Бахаулла. Сокровенные слова. / Бахаулла – М., 2000.

7 Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. / Торчинов Е.А. – Спб., 1998.

8 Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. / Дворкин А. – Н. Новгород, «Христианская библиотека», 2002.

9 Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. / Гуревич П.С. – М.: Знание, 1985.