Тема 15. Инициативы Республики Казахстан в сфере диалога религий
Цель: Ознакомление с инициативами Республики Казахстан в сфере диалога религий.
План
Инициативы Президента Казахстана в области установления мира и межконфессионального согласия.
Съезды лидеров мировых и традиционных религий.
1. Инициативы Президента Казахстана в области установления мира и межконфессионального согласия. Казахстан вносит значительный вклад в дело укрепления всеобщего мира и стабильности. За годы независимости наше государство выдвинуло ряд инициатив, направленных на укрепление мира и стабильности в регионе.
В ноябре 2002 г. Президент Н.А. Назарбаев, выступая на IX Сессии Ассамблеи народа Казахстана, призвал все конфессии принять Евразийскую хартию межконфессионального мира и согласия.
По инициативе Главы государства 13 февраля 2003 г. в Алматы состоялась Международная конференция мира и согласия, в которой приняли участие официальные представители пяти государств, мусульманской, христианской, иудейской и других конфессий. Идею проведения конференции поддержали Папа Римский Иоанн Павел II, главы мировых конфессий, представители общественных и религиозных организаций из многих стран мира. В адрес участников и гостей конференции поступили приветственные телеграммы от руководителей США, Израиля, Украины и других государств.
По итогам форума была принята Декларация мира и стабильности. В этом документе сказано, что «религии должны стать связующим элементом в диалоге цивилизаций», а «мир и процветание людей является конечной целью для всех религий и культур мира». Участники конференции подчеркнули, что терроризм и экстремизм не имеют ничего общего с исламской цивилизацией, принесшей в мир вечные ценности добра.
В целом инициативы Казахстана, направленные на укрепление мира и согласия, имеют большое значение для поддержания мира и стабильности в Центральной Азии, на Евразийском континенте и во всем мире. Опыт нашей страны по взаимодействию различных конфессий изучают международные организации и зарубежные партнеры, в том числе ООН, ЮНЕСКО и ОБСЕ. На международной арене Казахстан воспринимается как территория мира, площадка для диалога и сближения культур и религий.
Идеи толерантности, мира, сотрудничества культур, религий и цивилизаций стали лейтмотивом крупнейших внешнеполитических инициатив Республики Казахстан. Свидетельством высокого доверия мирового сообщества политике Президента Н.А. Назарбаева стало то, что Казахстану было доверено возглавлять крупнейшие международные организации Европы и мусульманского мира.
В 2010 г. Казахстан возглавил Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Девизом председательства нашей страны в ОБСЕ стали четыре Т: Trust (доверие), Tradition (традиции), Transparency (транспарентность) и Tolerance (толерантность). Толерантность – четвертый компонент в этой схеме – отражает значимость укрепления диалога между культурами, религиями и цивилизациями.
Как подчеркнул Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в статье «Судьба и перспективы ОБСЕ», «Казахстан, как многонациональное и поликонфессиональное государство, приверженное идеям межкультурного и межцивилизационного диалога, намерен использовать достаточно мощный потенциал организации для эффективного преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма». Для осуществления этих намерений необходимы тесное сотрудничество всех государств ОБСЕ, отказ от политики «двойных стандартов», сближение в понимании ценностей и законодательно-правовых норм, изучение позитивного опыта, накопленного в отдельных странах и добрая воля.
В 2011 г. Казахстан председательствовал на совещании министров иностранных дел Организации Исламского сотрудничества (ОИС). Взаимодействие с мусульманскими государствами является одним из приоритетов внешней политики РК. Со своей стороны исламский мир рассматривает Казахстан как неотъемлемую часть мусульманского сообщества.
Казахстан, являющийся полиэтническим и много-конфессиональным государством, полностью поддерживает глобальный процесс, направленный на развитие диалога между цивилизациями и религиями. Активное участие нашей страны в деятельности ОИС, наряду с другими крупными региональными и глобальными организациями, приобретает на современном этапе все большее значение.
Проведение в Астане Совета министров иностранных дел стран-членов ОИС в 2011 г. стало свидетельством высокого доверия и признания международного авторитета нашей страны со стороны мусульманского сообщества.
Во главе ОИС Казахстан предпринял усилия для включения в повестку дня организации таких насущных вопросов, как: политическое, гуманитарное и экономическое сотрудничество, борьба с терроризмом, религиозной нетерпимостью, гендерным неравенством и т.д.
Миротворческая миссия проявляется и в других внешнеполитических шагах руководства Казахстана. Наше государство и далее намерено содействовать дальнейшему расширению сотрудничества с авторитетными европейскими структурами и исламским миром. Доказательством этому стало участие представителей казахстанских делегаций в таких международных мероприятиях, как: международная конференция «Новые угрозы миру: роль человеческого измерения в борьбе с вызовами в области безопасности», проведенная международными институтами «Альянс цивилизаций» и «Дом Азии» (октябрь 2007 г., Барселона), межрелигиозная встреча за мир, организованная Обществом Святого Эдиджио (октябрь 2008 г., Неаполь), 11-й саммит «Организации Исламского сотрудничества».
Казахстан становится «мостом» между Востоком и Западом, поднимая вопросы об установлении принципа диалога религий и цивилизаций в глобальном масштабе. Сформировавшаяся в нашей стране модель межэтнического и межконфессионального согласия получила мировое признание. Принцип толерантности для Казахстана – не только норма политической культуры, это государственный принцип. Все это свидетельствует об успешности проводимой в течение 20 лет государственной политики, направленной на сохранение согласия и взаимопонимания между представителями всех этносов и конфессий, обеспечение стабильности и созидательного развития.
2. Съезды лидеров мировых и традиционных религий. По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева в Астане каждые три года проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий. I Съезд состоялся 23-24 сентября 2003 г., II Съезд – 12-13 сентября 2006 г., III Съезд – 1-2 июля 2009 г., IV Съезд – 30-31 мая 2012 г. Участниками межрелигиозных форумов стали главы крупнейших конфессий мира, известные политики, представители международных организаций. На приглашение руководителя Казахстана откликнулись посланники ислама, православия, католицизма, протестантизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, иудаизма и многих других религий.
Проведение в Казахстане Съездов лидеров мировых и традиционных религий – это конкретный вклад Казахстана в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из механизмов поддержания глобальной и региональной безопасности.
Специально для проведения Съездов в Астане построили Дворец мира и согласия. Здание в форме пирамиды было возведено по проекту знаменитого британского архитектора Нормана Фостера. Дворец стал настоящим духовным центром нашей страны, здесь проводятся крупные международные форумы и конференции.
Во Дворце в настоящее время работает Международный центр культур и религий – организация, участвующая в осуществлении диалога цивилизаций. Перед Центром поставлена задача расширять диалог представителей разных культур и религий, привлекая к нему представителей светских и религиозных СМИ и молодежных объединений, научной и творческой интеллигенции. Как сказал Глава государства в своем выступлении на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий, «Центр должен стать интеллектуальной лабораторией мира, согласия и справедливости».
Основной целью Центра является пропаганда уникального опыта нашего государства по укреплению межконфессионального согласия и единства народа на международном уровне. К первичным задачам Центра также относятся развитие международных связей со станами ближнего и дальнего зарубежья, а также изучение и использование опыта других стран, содействие повышению культурного и духовного уровня населения страны.
Центр налаживает контакты с учеными стран ближнего и дальнего зарубежья, что подразумевает развитие международного сотрудничества в целях предотвращения угроз религиозного экстремизма и терроризма. Деятельность Центра в этом направлении будет способствовать продвижению на новый уровень роли Казахстана как одного из международных центров межкультурного и межконфессионального диалога.
В основе работы Международного центра культур и религий лежат базовые принципы дальнейшего укрепления культурной, религиозной и цивилизационной идентичности, а также всемерного развития диалога религий. В связи с этим возникает необходимость обобщения имеющегося опыта, глубокого и всестороннего научного анализа многогранных проявлений феномена религии в современном мире. Мы должны не только сохранить богатый опыт мирного сосуществования различных культур и религий, но и передать нашим будущим поколениям традиции и уважение толерантности.
Идея межконфессионального диалога за эти годы получила широкую поддержку и развитие. Если в 2003 г. на I Съезд прибыли 17 делегаций, то в 2006 г. участниками форума стали 43 делегации из 20 стран, а в 2012 г. – уже 85 делегаций из 40 стран мира.
Расширяется круг влиятельных международных институтов, представленных на форуме. В их числе Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация ООН по вопросам культуры (ЮНЕСКО), «Организация Исламского сотрудничества» (ОИС). Также к участию в работе Съезда присоединяются представители все новых религиозных конфессий (на III Съезд впервые прибыли представители синтоизма, даосизма, зороастризма), появляются представители духовенства из новых стран (Польша, Индонезия, Пакистан, Палестина).
Форум объединил усилия не только религиозных деятелей разных стран и международных политических объединений, но и различных инициатив по межконфессиональному диалогу. В работе III Съезда приняли участие такие организации, как Всемирная конференция религий за мир, Дом Азии, Альянс цивилизаций.
В 2009 г. впервые в истории проведения Съездов в числе его делегатов оказалась женщина – президент американской межцерковной организации Бернис Джексон.
Обустройство мирного общежития всех вер и народов стало главной темой форумов духовных лидеров в Казахстане. Открытые встречи глав религий должны показать всем людям, что у экстремизма и терроризма нет религиозных оснований. Вероучения мировых религий отвергают фанатизм, насилие и нетерпимость, а те, кто прикрываются в своей античеловеческой деятельности религиозными лозунгами, совершают преступление против религии.
Задача диалога цивилизаций в лице их духовных лидеров состоит в том, чтобы определить те базовые принципы и ценности, которые являются общечеловеческими и связывают все гуманистические религии. Истинная духовность отвергает насилие как метод решения проблем, не приемлет жестокости и вражды, терроризма и экстремизма. В этом плане опыт Казахстана уникален и показателен. Здесь не только в последние десятилетия, но уже много веков и тысячелетий мирно сосуществуют и взаимодействуют разные конфессии и религиозные течения, и совершенно не случайно, что местом проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий стала столица нашей страны – Астана.
Президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на II Съезде лидеров мировых и традиционных религий выделил следующие принципы понимания, которые могли бы стать основой диалога:
Во-первых, непредвзятость, отказ от сложившихся веками стереотипов взаимного восприятия. Нет необходимости вступать в диалог, не отказавшись от негативных стереотипов.
Во-вторых, сознательный отказ от вторжения в чужие сакральные сферы. То, что свято для одного, не может быть предметом юмора или насмешек для другого.
В-третьих, совместный ответ мировых и традиционных религий на новые, нестандартные угрозы. Одной из таких угроз, по мнению Президента, является разрыв с тысячелетними духовными традициями, носителями которых являются мировые религии.
Участники форумов стремятся найти ответы на самые сложные вопросы современности. Это отражается в том, что расширяется тематика диалога, увеличивается количество секций и содержание обсуждаемых на них вопросов. Так, в 2009 г. дебаты велись в рамках трех секций:
1. Моральные и духовные ценности, мировая этика.
2. Диалог и сотрудничество.
3. Солидарность, особенно в период кризисов.
Доброй традицией Съездов стало приглашение видных политических деятелей, глав государств и правительств, министров и парламентариев из многих стран. Гостями форума в разные годы были бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад, президент Израиля Шимон Перес, министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос.
Знаменательным событием 2012 года стало проведение в столице Казахстана Астане IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Форум прошел под общей тематикой: «Мир и согласие как выбор человечества».
В канун открытия Съезда состоялось знаменательное для всех представителей религий событие – Первое заседание Совета религиозных лидеров, на котором приняли участие и выступили Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который впервые принял участие в работе Астанинского форума.
Итог – создание Совета религиозных лидеров, придавшее особую атмосферу и торжественность всей последующей работе Четвертого межрелигиозного саммита.
Важно подчеркнуть, что в работе Четвертого Съезда приняли участие 85 делегаций из 40 стран мира, это – представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма, даосизма, синтоизма, индуизма, зороастризма, и почетные гости – представители государств, общественных и международных организаций.
Если обратиться к выступлениям участников Четвертого Съезда можно констатировать то, что религиозные лидеры были единодушны в своих оценках роли и миссии Казахстана в международном пространстве как одной из мощных, развитых и преуспевающих государств мира.
Выступления и дискуссии живо и интересно прошли на четырех секционных площадках Съезда, тематическая направленность которых была определена еще участниками предыдущего Третьего Съезда в 2009 году.
Работа секционных заседаний Четвертого Съезда была построена по таким четырем тематическим блокам, как «Роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития», «Религия и мультикультурализм», «Религия и женщина: духовные ценности и современные вызовы», «Религия и молодежь».
Большую поддержку получили инициативы Съезда по созданию Совета религиозных лидеров, по улучшению религиозной ситуации в стране и в мире в целом.
Так, в рамках IV Съезда состоялось Первое заседание Совета религиозных лидеров.
В состав Совета вошли представители 14 религий мира.
Одной из важных инициатив IV Съезда стало создание Интернет-ресурса как части общего электронного портала G-Global, посвященного вопросам формирования и укрепления глобальной толерантности и доверия.
Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что Съезд стал эффективным инструментом установления контактов между религиями и конфессиями. Так, например, в одном из интервью епископ Армянской апостольской церкви Маркос Ованесян отметил, что «благодаря контактам в рамках Съезда Армению посетили главный ашкеназийский раввин Израиля Йона Мецгер и главный муфтий Сирии шейх Ахмад Бадер Ассун».
Организация Съездов лидеров мировых и традиционных религий в Казахстане стала очередным шагом на пути к мирному диалогу и конструктивному сотрудничеству между религиями. Мировые центры духовности уже осознали необходимость преодоления мифа о неизбежности столкновений цивилизаций. Каждая попытка объединения созидательных усилий религиозных деятелей делает огромный вклад в преодоление глобальной напряженности.
Съезд лидеров мировых и традиционных религий имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с другими формами межконфессионального диалога. Уникальность форума в Астане заключается в том, что инициатива его проведения впервые исходит не от глав конфессий, а от руководителя светского государства – Президента Нурсултана Назарбаева.
Это означает, что форумы будут служить не целям какой-либо одной религии, а создадут возможность масштабного межрелигиозного диалога, в рамках которого обсуждаются самые острые общечеловеческие проблемы.
Духовные лидеры получили в Астане возможность обсудить, каким образом духовный и нравственный потенциал мировых религий может быть использован для решения международных конфликтов, противодействия глобальным угрозам, преодоления вражды и нетерпимости.
Важной особенностью съездов стало то, что в их работе, кроме представителей всех крупнейших конфессий мира, принимают участие видные политики, главы государств и влиятельных международных организаций. Это позволяет принимать действенные решения, которые напрямую могут повлиять на укрепление безопасности в мире, сближение культур и цивилизаций.
Казахстан, расположенный на стыке Азии и Европы, не случайно стал местом диалога. Наша республика, в которой проживают представители многих этносов и религий, обладает богатым опытом их тесного взаимодействия и поэтому заслужила право быть местом плодотворного диалога конфессий и цивилизаций. Проведение съездов позволило Казахстану стать площадкой мирного межцивилизационного диалога. В Астану духовные лидеры и политики приезжают, чтобы попытаться найти взаимоприемлемое решение самых острых проблем мирового развития.
Ключевые понятия
Конфессия, цивилизация, духовные лидеры. межконфессиональность, толерантность, диалог и сотрудничество, солидарность, религия и мультикультурализм.
Вопросы для самоконтроля
1. Проанализируйте смысл Съездов лидеров мировых и традиционных религий.
2. Напишите эссе на тему: «Религиозная ситуация в Казахстане»
Рекомендуемая литература
1 ІІ Съезд лидеров мировых и традиционных религий. – Алматы: «Өнер», 2006.
2 Глобальный диалог во имя мира. Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий // «Казахстанская правда», 02.07.2009.
3 Мухашов А. Религиозная палитра современного Казахстана (обзор конфессий) / Жусупов С. – Казахстанская правда, 1 июля 2003 года.
4 Скаковский Л. Казахстан в международной политике – http://www.intertrends.ru/nineth/013.htm
5 Султангалиева А. Религиозная ситуация в современном Казахстане. / Султангалиева А. – Казахстан-Спектр, № 1-2, 1997 г.
- Религиоведение
- «Религиоведение»
- Введение
- 1. Данные о преподавателе
- 2. Данные о дисциплине
- Примерное распределение учебного времени
- 3. Пререквизиты курса
- 4. Постреквизиты курса
- 5. Описание курса
- 6. Содержание курса
- 6.1 Перечень лекционных занятий
- 6.2 Перечень семинарских занятий
- 7. График выполнения и сдачи заданий срс по дисциплине
- 8.Список литературы
- 9. Политика курса
- 10. Информации по оценке знаний
- 11. Политика выставления оценок
- Примерная схема оценки знаний студентов
- Тема 2. Религия как духовная культура и социальный институт
- Тема 3. Происхождение религии и ее ранние формы
- Тема 4. Мифология как сложное культурное явление
- Тема 5. Национальные религии
- Тема 6. Буддизм
- Тема 7. Христианство
- Тема 8. Ислам
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Тема 11. Новые религиозные движения. Особенности новых (нетрадиционных) религиозных движений. Классификация нетрадиционных религий. Деструктивные культы
- Тема 12. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в современном мире
- Тема 13. Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории Республики Казахстан
- Тема 14. Религия и молодежь.
- Тема 15. Инициативы Республики Казахстан в сфере диалога религий
- Задания для семинарских занятий
- Тема 1. Политика рк в сфере религии. Законодательство о религии
- Литература:
- Тема 2. Религия как духовная культура и социальный институт
- Литература
- Тема 3. Происхождение религии и ее ранние формы
- Литература
- Тема 4. Мифология как сложное культурное явление
- Литература
- Тема 5. Национальные религии
- Литература
- Тема 6. Буддизм
- Литература
- Тема 7. Христианство
- Литература
- Тема 8. Ислам
- Литература
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Литература
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Литература
- Тема 11. Новые религиозные движения
- Литература
- Тема 12. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в современном мире
- Литература
- Тема 13. Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории Республики Казахстан
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 6. Буддизм
- Тема 7. Христианство
- Тема 8. Ислам
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Тема 11. Новые религиозные движения
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Тема 6. Буддизм
- Тема 7. Христианство
- Тема 8. Ислам
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Тема 11. Новые религиозные движения
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Глоссарий
- Список литературы
- Содержание