5. Описание курса
Преподавание религиоведения на современном этапе должно учитывать то, что сама религия – это самостоятельная и специфическая область человеческой культуры, «живая система», включенная в современный социокультурный контекст. В современных условиях продолжает возрастать интерес к религии как богатому культурному наследию человечества.
Цель дисциплины:
Дисциплина «религиоведение» предполагает новое видение преемственности религиозных эпох, общетеоретических философских вопросов религии и различных религиозных систем. Религия занимает важное место в жизни человека начиная с первобытных времен.
Краткое содержание дисциплины:
Изучение религиоведения – это приобщение к богатому культурному наследию человечества. Представления личности о научных, философских и религиозных картинах мироздания, назначении и смысле жизни человека, многообразия форм знания и особенностях их функционирования в XXI веке являются определяющими тенденциями в развитии интеллекта людей. Это в свою очередь является важным фактором устойчивого развития общества.
Результаты обучения
В результате изучения религиоведения студент должен знать основные этапы исторического развития религии и ее основных направлений, овладеть навыками работы с учебной и научной литературой, самостоятельного составления научного выступления, реферата, доклада; находить интересующие их проблемы и уметь их раскрывать как с позиции какого-либо религиозного учения, так и с позиции собственных размышлений. Студент должен иметь представление об основных принципах и закономерностях развития религиозной сферы жизни общества, о проблемах религиозного терроризма и экстремизма в XXI веке, и таких фундаментальных ценностях, как человеческая жизнь, свобода совести и веротерпимость.
После окончания изучения дисциплины студенты должны:
А. Знать и понимать, что религия вполне активно возвращается в социальное пространство Казахстана, но ее традиционным формам, претендующим на исключительность и социальные преференции, брошен вызов.
Вместе с тем необходимо понять, что нынешнее противостояние между традиционными религиями, новыми религиозными движениями и радикальными религиозными группировками – это не просто идеологическая или религиозно-политическая борьба. Это борьба за способ обладания «истиной» и построения отношений со «своими» и «чужими», который будет превалировать в цивилизации будущего.
В. Уметь разделять традиционные и нетрадиционные религиозные объединения для Казахстана, тем самым анализировать и оценивать религиозную ситуацию в Казахстане на современном этапе.
С. Владеть способностью к вынесению суждений, оценке идей и формулированию выводов. Вместе с тем, способность находить интересующие их проблемы и уметь их раскрывать как с позиции какого-либо религиозного учения, так и с позиции собственных размышлений.
D. Умение в области общения – формирование чувства религиозной толерантности, уважения к духовным ценностям и традициям всех народов Казахстана.
Е. Умение в области обучения – умение анализировать ключевые проблемы, ориентироваться в культурном пространстве общества.
- Религиоведение
- «Религиоведение»
- Введение
- 1. Данные о преподавателе
- 2. Данные о дисциплине
- Примерное распределение учебного времени
- 3. Пререквизиты курса
- 4. Постреквизиты курса
- 5. Описание курса
- 6. Содержание курса
- 6.1 Перечень лекционных занятий
- 6.2 Перечень семинарских занятий
- 7. График выполнения и сдачи заданий срс по дисциплине
- 8.Список литературы
- 9. Политика курса
- 10. Информации по оценке знаний
- 11. Политика выставления оценок
- Примерная схема оценки знаний студентов
- Тема 2. Религия как духовная культура и социальный институт
- Тема 3. Происхождение религии и ее ранние формы
- Тема 4. Мифология как сложное культурное явление
- Тема 5. Национальные религии
- Тема 6. Буддизм
- Тема 7. Христианство
- Тема 8. Ислам
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Тема 11. Новые религиозные движения. Особенности новых (нетрадиционных) религиозных движений. Классификация нетрадиционных религий. Деструктивные культы
- Тема 12. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в современном мире
- Тема 13. Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории Республики Казахстан
- Тема 14. Религия и молодежь.
- Тема 15. Инициативы Республики Казахстан в сфере диалога религий
- Задания для семинарских занятий
- Тема 1. Политика рк в сфере религии. Законодательство о религии
- Литература:
- Тема 2. Религия как духовная культура и социальный институт
- Литература
- Тема 3. Происхождение религии и ее ранние формы
- Литература
- Тема 4. Мифология как сложное культурное явление
- Литература
- Тема 5. Национальные религии
- Литература
- Тема 6. Буддизм
- Литература
- Тема 7. Христианство
- Литература
- Тема 8. Ислам
- Литература
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Литература
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Литература
- Тема 11. Новые религиозные движения
- Литература
- Тема 12. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в современном мире
- Литература
- Тема 13. Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории Республики Казахстан
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 6. Буддизм
- Тема 7. Христианство
- Тема 8. Ислам
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Тема 11. Новые религиозные движения
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Тема 6. Буддизм
- Тема 7. Христианство
- Тема 8. Ислам
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане
- Тема 11. Новые религиозные движения
- Тема 10. Католицизм и протестантизм
- Глоссарий
- Список литературы
- Содержание