logo search
Армянский праздник Вардавар

1.1 Сущность и понятие праздника, его виды

Праздник - это выражение мировоззрения человека отличное от его социально-ролевого восприятия. Праздник один из самых феноменов культуры, который заключает в себе высшие человеческие чувства.

С глубокой древности, празднования каких-либо событий, имело три важные функции: развлекательную, нравственно-моральную и эстетическую. В современном обществе, каждый праздник имеет определенную магическую основу, одновременно с этим поощряя людей отдыхом за проделанную работу. Невозможно найти определенного периода в истории человечества, чтобы не существовало праздника, а, исходя из этого, и дату зарождение традиции празднования определить просто нельзя. Во все времена имели место ритуальные пляски и песнопения, которые сопровождались всенародными гуляниями и отвлекали от каждодневных тягот и хлопот.

Праздник связывает между собой группу людей, но может и разделить их, например, национальные праздники, которые существуют только у конкретного этноса. Исходя из этого, праздник можно считать событием, который формирует традиции и ценности в обществе.

Все современные официальные и неофициальные праздники, своими корнями уходят в эпоху традиционного общества, где они служили доброму делу общин и целых этносов. В общем, современные праздники делятся на: народные, религиозные, светские, национальные, семейные, профессиональные и другие.

Народные праздники отличаются своей четкостью и стихийностью; государственные (национальные) - наоборот, имеют высокую идеологическую направленность; религиозные праздники также имеют высокую степень организованности со значимой ролью церкви; семейные праздники очень личные, но и традиционны; профессиональные праздники близки к народным, но отличаются высокой степенью организованности.

В народных праздниках можно отметить некую схожесть с религиозным, а объясняется это тем, что в культурах разных народов похожие верования долгое время играли роль механизмов, которые образовывали традиции и ценности этносов. В то же время, народные праздники в основном являются светскими, а причиной этому послужило появление более поздних традиций, которые возникли в связи с государством. Замечается так же тенденция переформирования государственных праздников в народные: трансформация одного вида праздника в другой, это довольно естественное явление.

Как уже было замечено, жизнь общества состоит из чередования праздников и будней. Каждый рубеж перехода связан с неопределенностью, которую принято характеризовать как хаос, а восстановление мирового порядка с помощью ряда обрядов обычно связывают с космосом.

Противопоставление праздника существующей действительности - это одна из черт, которая определяет его. Это дает нам возможность сопоставить праздник с мифом. Миф связан с восстановлением событий, которые существовали в прошлом. С понятием праздника связано мифологическое представление человечества о смерти старого и рождении нового. Отказываясь от существующей действительности, человек образовывает новый мир. В этом случае мифологизация проявляется слишком ярко: участники праздника возвращаются к состоянию хаоса, так как только из хаоса можно создать новый космос. Смысл ритуалов на праздники состоит в том, чтобы овладеть энергией, и не дать космосу разрушиться и возвратиться в состояние хаоса. Не случайно то, что после праздников его участники довольно долгое время (от 7 до 10 дней) сохраняют высокое настроение, надежду, яркие эмоции, часто проникаются воспоминаниями о прошедшем, воспринимая их как реальность, а шутки - как обязательность.