logo
Армянский праздник Вардавар

1.2 Армянская мифология и язычество. Праздники армян со времен язычества

Армянская мифология - это религиозные воззрения, которые основаны основанные на системе протоиндоевропейских верований, а так же культы древних армян, существовавшие до официального принятия христианства в качестве государственной религии в 301 году при Трдате III. Эти религиозные воззрения до сих пор существуют в современной армянской культуре в форме передающихся из поколения в поколения традиций и её самобытности. Первостепенным культом поклонения являлась некая недосягаемая высшая сила, разум, известный как Ар. Физическим же олицетворением Ара было Солнце (арм. - Арев), поклонялись которому древние армяне, называвшие себя ареворди (арм. -- сын Солнца). Еще с древнейших времен культ поклонения Солнцу имел особое место в армянском язычестве, существуя вне времени и вне истории развития и становления язычества. Среди древнейших культов, которые имели общие индоевропейские и европейские истоки, следует отметить культ орла и льва, поклонение Небу. Тотемизм так же считается отличительной чертой не только армянского язычества, но и язычества вообще. Кроме основных культов поклонение, были и другие священные животные: бык (Ерванд и Ерваз родились от связи женщины с быком, соответственно -- отец-бык является тотемом их рода), олень (еще с эпохи бронзы, встречается большое количество изображений, статуи и барельефы, которые связаны с культом богини-матери, ну а позднее -- с христианской богоматерью), медведь, кошка, собака (Аралез). Тотемами так же являются рыбы.

Армянская мифология формировалась под значительным влиянием иранской культуры: Анахит, Арамазд, Вахагн и др.). В эпоху эллинизма древние армянские божества сопоставлялись с греческими богами: Анахит - с Артемидой, Арамазд - с Зевсом, Астхик - с Афродитой, Вахагн - с Гераклом, , Михр - с Гефестом Нанэ - с Афиной, Аполлоном, Тир - с Гермесом.

В священных центрах древней Армении божествам посвящались целые храмы. Один из самых известных храмов, дошедших до нас с языческих времен - это храм, посвященный богу солнца Митре, который находятся в Гарни.

Важную роль играют мифы о злых духах. Сюжеты и образы армянской мифологии отразились в литературе и искусстве. До нас дошли древнейшие мегалиты, которые имели форму рыб и были названы в народе "вишапами". Вишапы устанавливались у родников, искусственных водоемов. Еще с бронзового века, наблюдается наличие многочисленные изображения, барельефы, статуи мифического оленя, который связан с культом богини-матери. После официального принятия христианства новые мифологические образы, сюжеты, древние верования и мифы подвергаются некой трансформации. В армянской мифологии библейские персонажи перехватывают на себя деяния архаических богов, духов, например: архангел Гавриил (Габриел Хрештак) - Вахагна, духа смерти Гроха; Иоанн Креститель (армянский Карапет) - Вахагна, Тира. К календарным праздникам армян со времен язычества относят Трндез и Вардавар:

Трндез, 14 февраля. В древности этот праздник был известен под именем Дерендез, арм. - "сноп сена перед вашим домом", то есть, плодородия земле, пожелание благополучия дому. После принятия христианства название праздника изменилось, и праздник уже назывался Терендез, от слова "тере", что переводится как хозяин. С этих пор главные участники этого праздника -- юноши и девушки, молодожены или те, кто собирается пожениться в текущем году. Главным символом праздника является костер. Считается, что во время обряда пламя костра приобретает особую энергию новой жизни

Вардавар, 28июнь- 1 август. Один из самых главных праздников Армянской Церкви и один из любимых у армянского народе. Празднование Вардавара приходится на 98 день после Пасхи. Эквивалентом армянского праздника Вардавар является праздник Преображения Господне, который отмечается через 14 недель после Пасхи.