1.3 Церковные праздники армян. Календарь Армянской апостольской церкви
Армянская апостольская церковь - это одна из древнейших христианских церквей, которая имеет ряд существенных особенностей в обряде и догматике, которые отличают её как от православия, так и от католицизма. Армянская апостольская церковь относится к древневосточным православным церквям. В богослужении выполняется армянский обряд. Согласно церковному сказанию, о чём свидетельствует и ряд исторических источников на различных языках, христианство проповедовали в Армении святые апостолы Фадей и Варфоломей, которые были преданы мученической смерти во время правления царя Санатрука. Важным является тот факт, что Армения - это первая страна, принявшая христианство как государственную религию в 301 году. Значимое и важное место в этом величайшем для армян событии имели святой Григорий Просветитель, который стал первым католикосом всех армян. Рассмотрим историю армянского церковного календаря. Юлий Цезарь осуществил реформу календаря, приняв за основу солнечный год, а так же 365 дней и 6 часов. Каждые четыре года излишек в 6 часов составлял сутки, которые прибавлялись к февралю каждого четвертого года. Этот год состоял из 366 дней и являлся високосным. Но так как солнечный год состоял уже из 366 дней, день весеннего равноденствия приходил на 11 марта. Тогда Папа Григорий утвердил новый календарь и в четверг 4 октября 1582 г были исключены десять дней, которые накопились с 325 года. Впоследствии, день весеннего равноденствия вновь попадал на 21 марта. Для того, чтобы избежать аналогичной ошибки в будущем, Папа Григорий утвердил считать високосными только те из годов, которые делятся на 400 без остатка. Посчитав, что Юлианский календарь устаревший, его называли старым стилем, а Григорианский - новым стилем. Армянская Церковь вплоть до 1924 г. за основу отсчета праздников брала старый стиль. Переход на новый стиль был осуществлен в период правления католикоса Геворга V с 23 ноября 1923 г. Согласно этому утверждению, календарные расчеты Армянской Апостольской Церкви должны были происходить на основе нового стиля. Годичный цикл Армянской Апостольской Церкви включает переходящие и не переходящие посты и праздники. Неподвижные праздники всегда отмечаются в конкретно установленные дни, вне зависимости от даты Пасхи, а дни подвижных праздников меняются вместе с Пасхой, даты празднования которых определяются по лунному календарю, и приходятся на весенний сезон.
К неподвижным праздникам относятся следующие: Рождество Господне - 6 января, Крещение - 5 января, Благовещение Господне - 7 апреля, Сретение - 14 февраля.
В жизни армянского общества обрядовая праздничная культура связана с циклом сельскохозяйственных работ. Самым важным является обеспечить хороший урожай хлебов и других полевых культур, удачу во всех делах. Поэтому большинство праздничных обычаев распадаются на два срока: подготовка к получению хорошего урожая и его сбор. Именно на этой, так называемой, "производственной основе" векового народного хозяйства зарождались многие обычаи, обряды, верования, праздники и т.д. В процессе своего развития они менялись, развивались, и сегодня приняли разные формы проявления, хотя во многих случаях их типология едина.
Основой для календарного цикла Армянской Церкви послужила Пасха - переходящий праздник, отмечающийся в разные годы в период с 22 марта по 25 апреля. Именно от Пасхи идет отсчет всех остальных армянских праздников. Пасха начиналась с празднования Входа Господня в Иерусалим и заканчивался Пятидесятницей, включая в себя воспоминания о последних днях земной жизни Иисуса Христа.
Единицей исчисления является недельный цикл. Например, за 10 недель до Пасхи начинается Передовой пост, длиною в одну неделю. В течение следующих двух недель празднуются дни памяти святых, а потом начинается семинедельный Великий пост: память святых отмечается лишь по субботам. Двадцать четыре недели или 171 день с Передового поста до Преображения составляют пасхальный цикл, повторяющийся каждый год. Во все воскресенья отмечаются Господние праздники или воспоминания Воскресения Христова.
Все среды и пятницы - это постные дни: пост в среду держится в память о страданиях Спасителя, а в пятницу - в память о смерти Иисуса Христа. Если Господний праздник и пост совпадают, то отмечается праздник.
Дни святых отмечаются в понедельник, вторник, четверг и субботу, если на эти дни не выпадает Господний праздник или пост. Все субботы в году посвящены святым, даже во время Великого и других постов субботы являются днями памяти святых.
Таким образом, все дни календаря Армянской Церкви делятся на 3 группы:
а) Господние праздники - 136 дней,
б) дни памяти святых - 112 дней,
в) постные дни - 117 дней.
В умеренных широтах, где складывались армянские обычаи, наиболее типично деление года на четыре сезона:
* Зимние праздники: Рождество Христово, Крещение Господне.
* Весенние праздники: Сретение Господне, Праздник Святого Саркиса, Великий Пост: Средокрестие, Вербное воскресенье, Страстная неделя; Пасха, Праздник Святого Георгия, Вознесение Господне.
* Летне-осенние праздники: Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня.
- Введение
- Глава 1. Праздники
- 1.1 Сущность и понятие праздника, его виды
- 1.2 Армянская мифология и язычество. Праздники армян со времен язычества
- 1.3 Церковные праздники армян. Календарь Армянской апостольской церкви
- Глава 2. Летне-осенние праздники армян
- 2.1 Праздник Преображение Господне
- 2.2 Армянский праздник Вардавар
- 2.3 Ритуалы и обряды армянского праздника Вардавар
- 2.4 Особенности праздника Преображение Господне (Вардавар) у католиков и православных
- Заключение
- Вардавар - Преображение
- Религия и церковные праздники.
- Амбарцум (Вознесение)
- 4. Даты Праздников.
- Основание Собора Святого Иоанна Крестителя
- ____________________
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- Календарно-обрядовые особенности Армянской Церкви
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Свастика в Армении