logo
Религиове́дение

Календарно-обрядовые особенности Армянской Церкви

Одной из обрядовых особенностей Армянской Апостольской Церкви является матах, за что различные церкви и сегодня обвиняют Армянскую Апостольскую Церковь, называя его остатком иудаизма или язычества.

Главным смыслом жертвоприношения является принесение дара Богу и оказание милости бедным.

Жертвоприношение в Армянской Апостольской Церкви совершается, например, в период больших праздников или в связи с освящением церкви, и мотивируется разными причинами – ходатайство за упокой, в благодарность Богу за милость, или с просьбой о помощи.

В жертву приносят быка, барана или домашнюю птицу. Жертва варится в воде, с добавлением освященной соли. Мясо её раздают ближним, причем оно не должно оставаться на следующий день. Так мясо бычка раздают в 40 домов, барана – в 7 домов, петуха – в 3 дома. Если для матах используется голубь – его выпускают на волю.

Часто в отношении Армянской Апостольской Церкви выдвигают упрек в иконоборчестве. Этому есть ряд исторических предпосылок. Во первых – владычество в VIII-IX вв. в Армении арабов, религия которых запрещает изображения людей, и таким образом иконопись была заменена росписью. Во вторых – отождествеление иконопочитания с Византийской Церковью, с которой у Армянской Апостольской Церкви были определенные разногласия, со времен Халкидонского Собора. Но к XI веку подобное отношение изменилось, и в вопросах иконопочитания Армянская Апостольская Церковь сходится с Православной Традицией.

Передовой пост, который наступает за 3 недели до Великого Поста, присутствует только в Армянской Апостольской Церкви, хотя по утверждениям армянских средневековых писателей, Передовой Пост также ранее существовал у греков, и латинян.

Во время Передового поста в старину позволялось есть только хлеб с солью, а также запрещалось служить св. литургию. Есть два обьяснения названия «Передового» Поста. Первый основывается на том, что Передовой Пост предшествует Великому Посту. Второй – что Передовой Пост есть первый Армянский пост.

Хлеб в Армянской Апостольской Церкви при совершении евхаристии согласно древнему обычаю используется пресный, чему (в отличие от ПЦ) не придается догматического значения.

Вино при совершении таинства евхаристии в Армянской Апостольской Церкви используется цельное, не разбавленное водой. Обычай этот уникален для Армянской Апостольской Церкви. Остальные Церкви используют разбавленное водой вино.

В отличие от других церквей, Армянская Апостольская Церковь отмечает Рождество Христово 6 января (в ночь с 5 на 6 января. По старому стилю −24 декабря) одновременно с Крещением, что называется общим названием «Богоявления». Данная традиция в Армянской Апостольской Церкви по преданию существует с III в.н. э. Таким образом, остальные праздники, которые имеют своей основой дату Рождества, соответственно отмечают:

«Обрезание Господне»(на 8 день после Рождества) – 13/26 января (ПЦ – 1/14 января)

«Сретение» (после 40 дней после Рождества) – 14/27 февраля (ПЦ – 2/15 февраля)

«Благовещение» (за 9 месяцев до Рождества) – 7/20 апреля (ПЦ – 25 марта/7 апреля)

В Трисвятой песни после слов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» добавляет «распныйся за ны».