2.3 Ритуалы и обряды армянского праздника Вардавар
В Армении, в разных регионах, праздник Вардавар имел свои характерные черты и особенности, но так же и общие черты.
На Вардавар, оставив полевые работы на 3-4 дня, жители одного из армянских поселений в Карадаге (Феодосия) отправлялись в горы на богомолье к храму Сурб Геворг, неся с собой лоскутки дорогих материалов, свечи, хунк (сухую смолу сосны) для курения. Территория вокруг храма была настолько огромная, что каждый участник празднества имел свое почитаемое дерево, около которого был специальный очаг для варки жертвоприношения. Если по какой-либо причине в этом году семья не могла участвовать в богомолье, то все равно никто не имел право располагаться под их деревом и пользоваться очагом. По всей вероятности, у людей была вера в покровительство семейного дерева и очага.
После богослужения многие мужчины начинали стричь у семилетних детей волосы, которые родители по обету посвящали Сурб Геворгу. Можно сказать, что Вахагн Драконоборец (Вишапаках) и Сурб Геворг (Георгий Победоносец) идентичны, как победители Дракона.
Везде царило веселье, музыка, танцы, выступали ашуги (странствующие музыканты), молодежь вступала в единоборства, состязались в стрельбе из ружья, повсеместно организовывались скачки.
Праздник Вардавар часто становился причиной смотрин и обручений. Старшие, наиболее авторитетные, собирались на трапезу отдельно. Здесь разрешались споры, различные проблемы сел, делались пожертвования для разных целей.
Особая функция на Вардавар была у пастухов. Заранее, до праздника, они шли в лес и с молодой березы или ели снимали гибкую кору и плели для козла, имевшего в раскраске два цвета, покрывало, называвшееся кямар нохаз - пояс козла. Его украшали цветами бессмертника и набрасывали на животное, которое ставили на центральной дороге, ведущей к храму Сурб Геворга. Пастухи так же вязали букеты цветов и раздавали детям. Родители одаривали пастухов печеным, подарками, деньгами. Когда народ расходился, пастухи с козлом веселой процессией спускались в село, обходя все дома, поздравляя с праздником и раздавая букеты. Взамен получали продукты, деньги, на которые покупали еду и вместе пировали.
Если подытожить сохранившиеся сюжеты обрядов, можно выделить:
· семейное дерево (дерево жизни - вардаматн);
· посвящение первых стриженых волос божеству;
· состязания парней с целью доказательства силы и мужества ( обряд перехода из одной возвратной группы в другую);
· вождение козла - божества плодородия;
· жертвоприношения и раздача цветов
Заметим, что Вардевори цахик - цветок Вардавара - с древних времен согласно обычаю считается гвоздика, а не составная этимологии Вардавара роза. Полевая гвоздика очень похожа по запаху и виду на кужкотрук, аманкотрук - разбиватель кувшина, посуды , горицвет, и , по всей вероятности связана с мужской символикой. Гвоздика - мехак, так же армянское мужское имя.
На Вардавар жители Западной Армении все обязательно шли на богомолье. Уже за неделю до праздника шли приготовления. Одной из важных мужских обязанностей был сбор денег или зерна со всего села для общественного жертвоприношения. Заранее тщательно отбирали самого красивого вола. Его не впрягали, а держали на воле вплоть до времени жертвоприношения, как некогда белых быков (волов), посвященных богине Анаит.
Жертвенный вол - Вартевори ез должен был быть черным и без единого пятнышка или с белым пятнышком на лбу - Тирамор ншан - меткой Богородицы. В некоторых регионах цвет жертвенного вола мог быть красно-коричневым. Его украшали гирляндами цветов, накидывали на шею венок, красили рога, укрепляли на них по свече, и процессией обходили дома, поздравляя с праздником и получая взамен подарки (масла, муку, яйца, фрукты). В процессии участвовали все организаторы сбора пожертвований. При подходе к церкви семь раз обводили животное вокруг нее, освещали соль и закалывали.
Кровь жертвенного вола считалась священной. Поскольку это было общественное жертвоприношение, то любой мог обмануть палец в кровь и нанести крест на лоб своему ребенку. Часто рисовали кресты на стенах церкви.
Прежде всего, из сырого мяса выделяли долю для церкви, а так же шкуру животного, далее отваривали мясо на церковном дворе и раздавали всем, завернув в лаваш с освященной солью. Совершались и семейные жертвоприношения. Причем тут тоже выделялась доля церкви. Отварное мясо раздавали прохожим и обязательно в семь домов, предпочтительно, нуждающимся и больным. Можно было раздавать и сырое мясо.
К празднику Вардавар готовились заранее. В основном население сел в это время была на кочевках. Но все шли на богомолье, в уже давно определенной традиции храма. Так, для жителей Спитакского района таким центром был монастырь Севанаванк, расположенный на полуострове Севан.
Во всех регионах праздник обязательно сопровождается единоборствами, скачками и массовым обливанием водой детей и взрослых. Никто не обижался, наоборот, все радовались, поскольку вода на Вардавар считалась священной.
Наиболее радостно Вардавар праздновали в Западной Армении, в Мушской долине. Сельчане Арагаванка шли на богомолье в церковь Аргавниц аветаран. Наряду с коллективными плясками и, раздававшимися далеко за пределами села звуками зурны, ритмичными ударами в барабан, повсеместно совершались жертвоприношения животных. Многие выпускали в небо голубей. Крупный и мелкий рогатый скот украшали цветами, обвязывали рога разноцветными нитками. В субботу кончик уха жертвенного животного надрезали, затем семь раз обводили вокруг церкви и закалывали. Мясо всю ночь варили в огромных котлах. До утра никто не спал: пели, плясали вокруг костра. А с утра начиналось веселье - обливали друг друга водой, сталкивали в водоемы. Недалеко от города Муш находилась церковь Аракелоц Ванк, где проходились богомолья и совершались жертвоприношения.
В селе Чайкенд (Арцах) молодежь заранее собирала большой букет цветов и прятала его у одного из стариков села. Впоследствии этот букет должна была получить победившая в состязании группа. С наступлением темноты парни и девушки делились н агруппы и становились напротив друг к другу. Среди девушек не должно было быть замужних, но на парней этот запрет не распространялся. Начинали состязаться в пении куплетов, но не имели права разговаривать. В противном случае группа терпела поражение. Иногда девушки, пользуясь темнотой, привлекали переодетого в женское платье юношу или талантливую певицу из пожилых женщин. Если обман раскрывался, парни пением требовали, чтобы женщина покинула поющих. Девушки же отнекивались до тех пор, пока парни не указывали на нее. Если обман в конце концов не обнаруживался, состязание в пении продолжалось до утра. Победившей считалась та сторона, которая не заговорила и не остановилась в пении. Она получала букет и угощение, в котором побежденные не имели право участвовать.
Для всех армян одним из самых известных и почитаемых мест был монастырь Св. Карапета недалеко от города Муш. По свидетельству турецкого путешественники Эвлиа Челеби (XVII в), на Вардавар туда стекались паломники из Рима, Аравии, Турции, караваны сгружали товары, разбивали шатры, и в течение семи дней здесь длилась ярмарка.
В истории театра давно отмечена вязь ярмарки, церковной паперти, двора с театрально - зрелищными представлениями. Не был исключением и монастырь Св. Карапета. "Странно то, что несколько верующих и религиозных людей приносят туда подарки, совершают жертвоприношения. По воле бога на этих людей нисходит чудный и удивительный дар. На месте богомолья в этом монастыре паломники оставляют на ночь свои ненастроенные инструменты: тамбур (кифару), колокол, сантур, свирель, дудук и пр., а наутро берут их и так мастерски играют!!!".
Вплоть до кровавого геноцида, осуществленного со стороны турок над армянами в 1915 году, монастырь Св. Карапет (Иннакнеан) на Вардавар был главным культовым центром. Сюда на конях и пешком направлялись армяне из разных городов и сел, сюда даже приезжали люди из отдаленных армянских колоний - Каменец - Подольска, Молдавии, Крыма, Нор - Нахиджевана (ныне г. Ростов на Дону). На дворе монастыря и его окрестностях выступали канатные плясуны, певцы-сказители, организовывались разного вода конные состязания, единоборства, кулачные бои, а так же зрелищные представления: бои животных, птиц и т.д.
Каждый день в монастыре в тысяче котлов давался обед паломникам, а в праздничные дни закалывали 100 овец, 5 коров, пекли и раздавали 50 кусков хлеба. Из разных стран каждый год приходили на богомолье тысячи людей. Они обедали и молились об исполнении своих желаний.
О количестве приготовленной пищи для паломников можно заключить по легенде о храмом дэве. Так как храм Иннакнеан был сооружен еще до принятия христианства, то там водились дэвы. Св. Карапет заключил их в подземелье. Но хромой дэв попросил пощады, пообещав стать очистителем тониров, в котором пекли хлеб и варили пищу для паломников. По подземному ходу, известному только ему, взвалив на плечи мешок с пеплом, дэв стал таскать их в сторону моста через Евфрат и ссыпать содержимое на берег, где и образовались серые холмы. Народ верил, что если часто ходить на богомолье в монастырь Св. Карапета, то обретешь такую силу, благодаря которой можно поднять каменную ступку (ее и десяти буйволам не поднять) и положить в тонир.
Одним из особенностей праздника, наряду с обливанием водой, было разжигание ритуальных костров. В регионе Шатах (Арцах) в субботу в канун Вардавара юноши складывали в возрастающей последовательности стога сена. С наступлением темноты их постепенно поджигали от маленького до следующего большого, и они горели всю ночь подряд. Последний стог был самый высокий, который поджигали к утру. Молодежь всю ночь состязалась в пении куплетов, плясала вокруг костра, запекала яблоки. Особо следует отметить тот факт, что до Вардавара был запрет на употребление яблок.
К особенностям праздника относится то, что Вардавар - праздник с подвижной датой празднования, то собственно Вардавар приходится на интервал с 28 июня по 1 августа, хотя еще в V - VI вв. армянская церковь некогда праздновала Вардавар 6 августа, как другие христианские церкви .
В регионе Сасун (Западная Армения), а ныне в Аштаракском районе с началом жатвы из первых колосьев на Вардавар плетут хачбур или артахлис, который так же называли хачлук - крест-букет, так как первые колосья благословенный и приносят удачу и добро. Жнец плетет колосья в форме креста, так как это тот крест, на котором распяли Иисуса Христа. В тот же день там же на поле перед началом жатвы обязательно обжаривают на небольшом костре вежие колосья, растирают их на ладони и едят.
Жнец торжественно через все село несет хачлук домой. Его на пороге весело встречают яичницей с гатой с приговором: "С добром пришел, пусть благополучие принесет этот крест". Все вместе в знак начала жатвы садятся за праздничный стол. Хачбур вешают на столбе в комнате для выпечки хлеба и хранят до следующего посева.
В старину, когда начинали молотить зерно на току, старший в доме мужчина приносил крест хачлук, растирал несколько колосков и смешивал с теми, которые молотят, чтобы благополучие перешло на них. А во время посева измельчали оставшиеся колоски и смешивали с посевной пшеницей. Так благополучие передавалось новому урожаю.
В Алашкерте был другой обычай. Хачбур называли тут артахлис, т.е. арте хылысум э - поле колосится. В последний день последний сноп жали отдельно, и из его колосьев плели разного вида плетенья. Интересно другое: когда мужчины жали, то у поля собирались парни и выкрикивали формулы эротического содержания. Там же, окончив жатву, пировали. Когда все возвращались домой, каждая семья радостно встречала своего жнеца, угощая яичницей.
В г. Ване справляют на Вардавар следующий обряд: в день Вардавара жители каждого поселения составляют дружины, играя в войну, и мечут пращу, палки и стрелы друг в друга. Это считается древнейшим обрядом потомков Айка, в память битвы Айка против Бела. Отмечая особенности праздника, так же отметим следующее: в празднике замечаются мотивы драконоборческого мифа. Поскольку традиция связывает Вардавар с именем богини Астхик, возлюбленной бога Вахагна, то Вардавар следует считать праздником богини воды и любви Астхик, в которой в битве с драконом отвоевывает себе как невесту Вахагн.
Обряд обливания водой известен как магия вызывания дождя, который был необходим для успешной вспашки влажной почвы. Это практическое желание в народе получило мифологическое толкование: "Навасард - первый армянский месяц (11 августа, в этот день отмечался армянский Новый Год), т.е. второе начало человечества, когда отец Ной на своем ковчеге достиг горы Масис, по воле Божьей спасаясь от потопа. И когда все сошли в Нахиджеван, он совершил жертвоприношение Богу в первый день первого месяца обновления мира, назвав его Навасард. И Ной, чтобы человечество всегда помнило о потопе, наказал своим сыновьям обливать друг друга водой. Так же известен обряд выпускания голубей на Вардавар, который связан с преданием о том, что Ной".
Есть так же второй вариант толкования обряда обливания водой: "Мы знаем, что все боги растут не по дням, а по часам. Вахагн не был исключением. Когда Вахагн возмужал, в городе перекрыл воду Дракон (арм. - вишап), и Вахагн, как самый сильный и самый храбрый, вошел в бой с драконом и, в результате, в городе опять появилась вода. С тех пор, в год один раз, каждый обливал своего друга, близкого, родственника водой".
Из всего сказанного об армянском празднике Вардавар можно сделать вывод, что этот праздник является одним из самых веселых праздников в церковном календаре Армянской апостольской церкви. Обилием различного рода ритуалов, обрядов, яркостью и разнообразностью, он дарит людям безграничное счастье и тепло.
- Введение
- Глава 1. Праздники
- 1.1 Сущность и понятие праздника, его виды
- 1.2 Армянская мифология и язычество. Праздники армян со времен язычества
- 1.3 Церковные праздники армян. Календарь Армянской апостольской церкви
- Глава 2. Летне-осенние праздники армян
- 2.1 Праздник Преображение Господне
- 2.2 Армянский праздник Вардавар
- 2.3 Ритуалы и обряды армянского праздника Вардавар
- 2.4 Особенности праздника Преображение Господне (Вардавар) у католиков и православных
- Заключение
- Вардавар - Преображение
- Религия и церковные праздники.
- Амбарцум (Вознесение)
- 4. Даты Праздников.
- Основание Собора Святого Иоанна Крестителя
- ____________________
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- Календарно-обрядовые особенности Армянской Церкви
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Свастика в Армении