2.4 Особенности праздника Преображение Господне (Вардавар) у католиков и православных
Праздник Преображение Господне празднуется на 98 день после Пасхи, так же, как армянский праздник Вардавар, истоки которого уходят в язычество. У католиков и православных Преображение Господне имеет ряд отличий и особенностей, которые отличаются от евангельского сюжета.
В русской народной традиции праздник называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. По поверьям русских до 1 августа - Медового Спаса запрещается есть мед, до 6 августа - Яблочного Спаса - есть яблоки, до 15 августа - Третий Спас - новый хлеб. Эта традиция известна как "жертва первинок" - принесение первых плодов богам и духам, а в христианском культе - благословление первых плодов.
Второй Спас - Спас Преображения, или Спас на горе, яблочный, гороховый или горохов праздник. К празднику Преображение Господне поспевают многие плоды и овощи, заканчивается жатва, подрезание медовых сотов.
На Руси до Преображения строго запрещалось есть не только яблоки, но и вообще есть хоть какие плоды, кроме огурцов. В церквях освещали яблоки и другие плоды. Поэтому Спас назывался яблочным. После освящения принято было часть фруктов раздавать неимущим: "На Спас и нищий яблоком побалуется". В этот день в церквях освещали так же колосья и семена нового хлеба, которые берегли до следующего года и смешивали с новым посевным зерном. Это делалось для того, чтобы со старых семян благополучие перешло на новые.
В некоторых деревнях долгов время сохранялся обычай "всеобщих разговений" горохом. Отслужив молебен в поле, крестьяне всем селом шли на гороховое поле и до самого вечера лакомились зелеными стручками. Это был истинный праздник для детворы, которая целый день ныряла в зеленых кустах и объедалась. Со второго Спаса начинались осенны - встреча осени. В поле с песнями провожали закат солнца, в холодную ночь грелись у костра, водили хороводы.
В Католической церкви Преображение имеет статус "праздника", и находится ступенью ниже, чем "торжество". Праздник отмечается 6 августа, но если 6 августа попадает на будний день, празднование может быть перенесено на следующее воскресенье. В Сербии католики праздновали Преображение 6 августа, а православные - 19 августа. К нему были приурочены определенные работы: вынимали соты из ульев, впервые срезали спелые кисти винограда.
Обряды и обычаи разных народов Европы на Преображение указывают, что праздник был посвящен окончанию сбора урожая. В то же время в армянской традиции сохранился архаичный вариант (космогонический), связанный с днем летнего солнцестояния, битвой солярного божества с драконом, отпиранием вод, водружением мирового дерева.
- Введение
- Глава 1. Праздники
- 1.1 Сущность и понятие праздника, его виды
- 1.2 Армянская мифология и язычество. Праздники армян со времен язычества
- 1.3 Церковные праздники армян. Календарь Армянской апостольской церкви
- Глава 2. Летне-осенние праздники армян
- 2.1 Праздник Преображение Господне
- 2.2 Армянский праздник Вардавар
- 2.3 Ритуалы и обряды армянского праздника Вардавар
- 2.4 Особенности праздника Преображение Господне (Вардавар) у католиков и православных
- Заключение
- Вардавар - Преображение
- Религия и церковные праздники.
- Амбарцум (Вознесение)
- 4. Даты Праздников.
- Основание Собора Святого Иоанна Крестителя
- ____________________
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- Календарно-обрядовые особенности Армянской Церкви
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Свастика в Армении