logo search
УЧЕНИЕ ХРАМА ТОМ 1

Характер наставление 89

Характер является основным источником, а также кульминацией каждого успешного усилия, направленного на созидание души; началом и концом всякого индивидуализированного Космического, планетарного и человеческого устремления, направленного на достижение превосходства духа.

Необладание этим основным принципом или его ослабление означают гибель и разложение всякой индивидуализированной формы жизни.

Редко кто, даже среди наиболее просвещенного класса исследователей, задумывается над тем, какие методы и какие силы могут строить и укреплять субстанцию характера, а также над тем, из чего в действительности эта субстанция состоит.

Взаимодействие Воли и Желания под влиянием определенных стимулов побуждает к ускоренному действию центральный нуклеус эмбриональной клетки; постоянное же повторение этих стимулов может породить клетки, или зачатки, того, что со временем станет органическим центром, питающей основой, быть может, мозга. Этот центр может реагировать лишь на побудительную силу того же свойства, которая образует третью линию этой триады – Действие. Такой стимул первоначально задается вибрационным действием различных качеств, называемых обычно добром, или благом, и существующих в разуме планетарного правителя той планеты, где эта клетка развивается и, следовательно, испытывает на себе силу притяжения диады, или выраженных в ней Воли и Желания. Постоянный контакт и взаимодействие между этими побудительными силами, или основным источником, и клетками мозга с течением времени будет развивать те же качества в большей степени, пока наконец они не проявятся в человеке как то, что мы называем его характером.

Слово «характер» обычно отражает смутное представление о хороших или дурных чертах человека, обладание которыми может позволить ему приобрести некоторое положение и влияние в социальной, религиозной или политической жизни, либо, наоборот, воспрепятствовать этому. Но истина заключается в том, что каждый отдельный элемент, каждое качество, входящее в общую сумму, составляющую этот характер, есть результат эонов сознательного, упорного и неослабного усилия индивидуального эго на протяжении своей минеральной, растительной, животной и человеческой жизни.

Монада, облекаясь в форму кристалла, попеременно притягивала и отталкивала различные вибрации пранической энергии, и зарождающаяся Воля в конце концов связала образовавшуюся в результате молекулярную субстанцию, придав ей некую фиксированную форму. Она заострила края каждой грани и таким образом создала точки, служащие как для связи с другими подобными формами, так и в качестве оружия нападения и защиты. Эти заостренные вершины кристалла являются в конечном счете основами для других соответственно активных и сильных органических центров и органов защиты и нападения, согласно циклическому развитию того царства природы, в котором эта монада проявляется, и в соответствии с развивающимися в этом царстве стадиями, или родами, жизни. К примеру, такие острия могут развиться в шипы розового куста, рога животного, плавники рыбы, ядовитые железы змеи или же в зубы и когти зверя – его органы защиты и нападения.

Каждая из вершин кристалла первоначально служила своей специфической цели – в соответствии с нуждами, желаниями и волей монады, сосредоточенной и выраженной в центральной клетке этого кристалла. Впоследствии все такие вершины развились в средства контакта и органы защиты и нападения, обычно называемые качествами; проявляемыми в человеке в образе его мышления и действий. В то время как формы таких качеств недоступны человеческому глазу, они различимы внутренним зрением, имея в мозге человека посредников для своего выражения. Когда мозг разрушается, они лишаются возможности какого-либо выражения в форме, и по оккультной фразеологии именуются с того времени Скандами.

Эти качества суть краеугольные камни здания, воздвигаемого нами для выражения характера. Если вы не досчитываетесь какого-то одного из основных качеств этого здания, то это означает, что либо вы еще не заработали его в прошлом, либо утратили вследствие злоупотребления, и не будете обладать им до тех пор, пока снова не приложите к тому упорных и неутомимых усилий.

Если вам не хватает качества самоконтроля, то никогда не упускайте удобного случая поставить вашу волю в условия, препятствующие подобному контролю. Тысяча неудач не в счет там, где было сделано хотя бы одно успешное усилие. С каждым выдержанным испытанием вы становитесь все ближе и ближе к конечному достижению. Сказанное справедливо и в отношении всех остальных качеств.

Привлекайте к себе космические созидательные силы своим сильным желанием. Объединяйте все ваши успехи в одном мысленном образе нужного вам качества, созданном посредством Желания.

Никогда не забывайте о той скрытой внутри вас силе, которая когда-то действовала внутри вершин кристалла. Эта же самая сила теперь пребывает в тех качествах, которые образуют характер, а именно: самоконтроль, альтруизм, служение, чистота, вера, правдивость и преданность. Когда эти качества достигнут в вас наивысшей точки развития, вы станете Учителем Белого Братства, но никак не ранее, даже если бы владели всей землей и всем тем, что она содержит и выражает собой.

Приближается день признания в полной мере мощи «малых вещей», ибо малые вещи являются основой вещей великих; и направленное должным образом изучение тех же граней кристалла укажет путь к Богам. В вышеупомянутом кристалле вы найдете не только качества, касающиеся воли, но также и все принадлежности, все свойства рода человеческого, ибо уже в самой первой проявленной форме жизненной силы сокрыта мощь этой троицы: Воли, Желания и Действия. Чем сложнее форма, тем сильнее было действие этой мощи и тем большие возможности открываются в будущем.

До тех пор пока вы ждете от Меня лишь того, чтобы Я поддерживал ваши собственные мнения, ваши собственные представления о жизни и действии (той жизни и том действии, которых вы пока еще только коснулись), потому что не можете или не хотите повиноваться определенным законам Бытия, подчинение которым увеличило бы силу восприимчивости тех органических центров, через которые только и может излучаться свет истинного знания (и поступая так, вы бессознательно отталкиваете этот свет, обрекая себя на разочарования и огорчения); до тех самых пор вы будете зависеть от всякого колебания мысли окружающих. Мыслеформы, протекающие через ваш ум, сбивают вас с толку относительно самого главного, тем самым делая вас неспособными придерживаться того единственного центра, которому вы должны хранить верность, – именно должны, ибо и карма, и ваши собственные высшие Воля и Желание законно поставили вас в определенное положение по отношению к этому центру.

Если вы убеждены, что ваш Учитель-Посвященный знает об излагаемом им и интересующем вас предмете не больше, чем вы сами, и при этом будете считать истинными лишь те умозаключения, что оформились как результат таких же блуждающих мыслей, которые в данный момент просачиваются в ваш ум, то вы ровно ничего не приобретете от его наставлений.

Царство Божие внутри вас, оно также и внутри центральной клетки кристалла, и в центре любой вещи или любого условия. Пока вы послушно подчиняетесь этой центральной клетке, вы продолжаете выстраивать высшие качества (подобно тому как строятся вершины этого кристалла) согласно тому же самому закону вплоть до конечного совершенствования формы. Но подобное развертывание духовной субстанции, также как и сама жизнь клетки, зависят от заключенной в каждом ее атоме способности противостоять любой внешней силе, стремящейся разобщить эти атомы между собой, – то есть способности сопротивляться той силе разделения, которая стремится помешать осуществлению цели того эго, что управляет этой массой и лишь одно знает геометрическую форму, установленную для какой-либо массы субстанции Божественной Мудростью согласно числу; в равной степени они зависят и от силы непротивления истинно созидательным силам. С человеком происходит то же, что и с клеткой кристалла: сила его развития и роста держится на его способности отождествляться с одним из тех истинных центров, что по прямой линии идут от Дхиан-Когана через планетарного правителя и дальше вниз, через ряды меньших Учителей, вплоть до того составного тела, частью которого он является (эта лишь в определенном смысле линия центров in toto является одним центром); и эта сила зависит от его характера.

Без центра выражения невозможно проявление характера; без характера человек был бы всего лишь скоплением неустойчивых сил.

Исходя от общего к частному, некоторые учат, что характер строит моральная ответственность, хотя в действительности все обстоит как раз наоборот – именно характер определяет моральную ответственность. Мораль изменчива. Она может быть относительно хорошей или дурной в зависимости от расы, нации, религиозных предрассудков и т.п. Но характер, Я настаиваю на этом, является единственно устойчивой чертой, переходящей из воплощения в воплощение. Он есть, так сказать, основная оболочка эго и неотделим от него.