logo search
Religia_otvety_k_ekzamenu_33_33_33

10Религии древней Индии (ведический период, брахманизм, индуизм, джайнизм)

Зарождение индийской религии относится к III тысячелетию до н.э.- периоду так называемой протоиндийской цивилизации, современницы древнего Египта и древней Месопотамии. Первым периодом в истории Индии со времени вторжения арийских племен считают ведический период («веда» означает «знание», Веды- древнейшие религиозные тексты). Веды ( которым более 3000 лет) были составлены на древнеиндийском языке – санскрите. Веды представляют собой собрания текстов, которые состоят из четырех сборников: Ригведа- книга гимнов; Самаведа- сборник ритуалов и песнопений Яджурведа- руководство для жрецов по проведению жертвоприношений; Атхарваведа - сборник обрядов, песнопений и магических заклинаний. Веды были результатом устного творчества, затем жрецы обработали и записали их . При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии- Брахманы.

Около начала 1 тыс. до н.э. принято выделять брахманский период в истории Индии (по имени главного бога Брахмана). Период брахманизма охватывает промежуток с VIII до II в. до н.э. В это время складываются основы кастового строя в Индии. Четырьмя кастами или варнами (по-санскритски это слово означает цвет), были: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и князья, правители), вайшьи(земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (слуги и зависимые люди). С новым богом Брахманом стали связывать кастовое устройство. Из его головы появились брахманы, из рук- кшатрии, из тела- вайшьи и из ног- шудры. И никто – ни боги, ни люди – не могут переместить человека из одной варны в другую. лавным критерием оценки поведения человека являлось выполнение или нарушение дхармы – образа жизни, установленного Брахмой для каждой из варн. В брахманскую эпоху формируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит реинкарнация- перевоплощение души. Непрерывное колесо превращений называлось сансарой. Теоретическим обоснованием учения о перерождении стала карма (судьба). Карма, представляя собой нравственный результат всех деяний человека, определяет характер его нового рождения. Судьба человека истолковывалась как результат его поступков в прежней жизни.

К VI в. до н.э. относится возникновение религии джайнизма. В основе джайнизма лежит поклонение 24 пророкам, последним из которых и является основатель джайнизма. Им был выходец из семьи кшатриев Вардхамана. После многих лет духовного поиска он достиг высшего звания и стал известен под именем Джина, или Джайна. Одно из основных понятий- джива, то есть душа. Джива присуща людям, животным, растениям, камням, джива есть во всем. Особую ценность приобрел принцип ахимсы- ненанесения вреда живому в любой форме. Пять моральных истин джайнизма: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов)

Утверждение индуизма началось со II в. до н.э. Отличительной чертой индуизма становится веротерпимость и способность поглощать иные культы благодаря учению об аватарах – воплощениях богов. Смысл индуизма, по Д.Неру, «живи и жить давай другим». В индуизме сохранился характер политеизма и зооморфизма брахманистской религии, было узаконено почитание животных. В основе индуизма, помимо Вед, лежат два выдающихся эпоса Древней Индии, возникшие примерно в середине I тысячелетия до н.э.,- «Махабхарата» и «Рамаяна».