18Религии древних кельтов и германцев
Основным, классическим источником германской мифологии является Эдда — книга мифов и легенд, описывающая динамику мира. Прежде всего в ней речь идет о создании нашего мира: до правления богов существовали сверхъестественные существа — могучие исполины; боги убили одного из них — великана Имира — и из его тела создали небо и землю. Затем они создали людей из деревьев: мужчин — из ясеня, женщин — из ольхи. Боги (асы) поселились в небесном жилище Асгарде (подобие греческого Олимпа), где наслаждались пирами и играми. Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, несомненно, культ богов-покровителей и святынь племени (чаще всего священных рощ) Вместе с тем существовал и общегерманский пантеон великих богов, образы которых сложны и содержат разные по происхождению элементы Водан — бог бури, вихря; в то же время он выступает как бог умерших, владыка загробного царства, водитель душ. Бальдр — светлое божество плодородия, весны и растительности, Фрейя — бо1иня урожая и плодородия. Заслуживают внимания представления древних германцев о происхождении богов. Сохранившиеся материалы, содержащие космогонические мифы, позволяют сделать вывод, что германские боги не были извечными, напротив, они имели свое начало. Древнегерманские боги имели не только свое начало, их ожидал также и конец. От старости их спасало употребление чудесных яблок, доставляемых богиней Идун, по своему характеру подобной Фрейе. Но не спасет это богов от приближающейся космической катастрофы, в которой они должны найти свою смерть. Но за гибелью мира должно последовать его возрождение и обновление — светлый Бальдр возвратится из царства мертвых, новое поколение богов и людей будет жить в изобилии и спокойствии. В древнегерманской мифологии особое место занимает дерево, которому поклоняются в священных дубравах; повесть о сотворении человека из дерева является фрагментом этого культа. Неудивительно, что идея Вселенной в мифологии германских народов, подобно мифологии шумеров, имеет свое воплощение в дереве фантастических размеров и необычных чудесных свойств. У германцев этим деревом выступает священный ясень Иггдрасиль. Под его ветвями размещается весь мир: его вершина поддерживает мир, а корни уходят в землю и подземный мир. Это вечнозеленое дерево, охватывающее все в мире; в мире древнегерманской мифологии, где все, в том числе и боги, смертно, только Иггдрасиль не подвержен действию времени и старости.. В германской мифологии существует плеяда сказочных созданий, которые не принадлежат ни к божественному роду асов или ванов, ни к человеческому племени. Эти создания, порожденные буйной фантазией человека, своим существованием обязаны убеждению, что все в природе (лес и деревья, источники, реки и озера, горы, гроты и пещеры, ветры и морозы и пр.) имеет своего духа — покровителя. Таким образом появился сказочный мир эльфов и гномов, русалок и леших, ведьм и гигантов, троллей, кобольдов и др. В германской мифологии существует плеяда сказочных созданий, которые не принадлежат ни к божественному роду асов или ванов, ни к человеческому племени. Эти создания, порожденные буйной фантазией человека, своим существованием обязаны убеждению, что все в природе (лес и деревья, источники, реки и озера, горы, гроты и пещеры, ветры и морозы и пр.) имеет своего духа — покровителя. Таким образом появился сказочный мир эльфов и гномов, русалок и леших, ведьм и гигантов, троллей, кобольдов и др..
РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ Как уже было сказано, религия занимала одно из ведущих мест в общественной жизни кельтов. Доходя подчас до мистицизма, она прочно держала сознание всех верующих и делала их гибким материалом в руках правящих слоёв. Религия дала ростки во всевозможные культы, обряды, обычаи, традиции, мифы и эпос. Основные положения о боге можно найти в триадах ирландских бардов. В них постулируются основные положения мировоззрения кельтов относительно многих вопросов. Есть триады о человеке и его будничности, существах вообще и, конечно, о боге. Итак, что же понимали под этим словом кельты? Существуют три первичных единства, и каждое из них возможно лишь единым: единый Бог, единая Истина и одна точка Свободы, т.е. точка равновесия всех противоположностей. Символом этого равновесия были так называемые качающиеся камни, которые при огромном весе могли быть сдвинуты простым прикосновением рук.
- 3Основные концепции происхождения религии
- 4.Элементы и структура религии
- 5Классификация и типология религий
- 6.Сущностные признаки религии
- 7Функции и роль религии
- Религоведение. Понятие, предмет, методы, структура
- 2Ранние формы религиозных верований
- 8Религия в системе культуры (взаимоотношение религии, философии, искусства, морали, науки)
- 9Древнеегипетская религия
- 10Религии древней Индии (ведический период, брахманизм, индуизм, джайнизм)
- 11Религии древнего Китая: конфуцианство, даосизм
- 12Религии античного мира
- 13Синтоизм – национальная религия Японии
- 14Религии древнего Ирана: зороастризм, митраизм, парсизм
- 15Сикхизм: возникновение, развитие, сущность
- 16Дохристианские религиозные верования восточных славян на территории Руси. Принятие христианства
- 17Древние религии средиземноморья (Месопотамия, Сирия, Палестина)
- 18Религии древних кельтов и германцев
- 19Национальные религии и их особенности
- 20Иудаизм: возникновение, генезис, основные п-ды развития и сущность. Иудаизм в современной России
- 21Основные традиции и праздники в иудаизме
- 22Мировые религии и их основные признаки. Священные книги мировых религий
- Новый Завет
- 23Буддизм. Основные направления и особенности вероучения.
- 24Возникновение и распространение буддизма в Тибете, Китае и Японии
- Проникновение буддизма в Тибет
- 25Возникновение и эволюция христианства. Основные направления
- 26Деятельность Вселенских соборов
- 27Иконоборчество и иконопочитание в истории христианской церкви
- 28Особенности вероучения, культа, церковной организации православия
- 29Основные праздники православия
- 30Русская православная церковь после октябрьской революции 1917
- 31Старообрядчество. История возникновения и эволюция.
- Русская православная церковь в современной России
- 33Основы социальной концепции русской православной церкви
- 34Католицизм. Особенности вероучния, культа организации
- 38. Протестантизм: возникновение, эволюция. Лютеранство, кальвинизм, англиканство.
- 39. Поздний протестантизм: методизм, баптизм, пятидесятничество. Причины возникновения.
- 40. Ислам. Общественно-исторические условия возникновения и эволюции. Направления в исламе
- 44. Религия и свободомыслие
- 45. Особенности религиозного сознания в современном мире
- 47. Причины распространения и особенности классификации нетрадицтонных религиозных движений в современном мире
- 48 Особенности новых религиозных движений и культов в России и их распространение
- 49 Принцип свободы совести. Законодательство рф о свободе совести и религиозных организациях
- 50 Интегративные процессы в религиях (экуменическое движение) и проблемы толерантности
- 51. Нро зарубежного происхождения моск, Церковь Объединения Муна, , Свидетели Иеговы
- 52. Нро отечественного происхождения. , великое Белое Братство, Церковь Последнего завета