logo
Religia_otvety_k_ekzamenu_33_33_33

16Дохристианские религиозные верования восточных славян на территории Руси. Принятие христианства

Древнейший пласт – это одухотворение всей природы (земли, воды, огня, почитание растений, животных, каких-либо предметов), проявлявшееся в виде анимизма и фетишизма. В русских народных верованиях до позднейшего времени обнаруживались следы культа «матери-земли», которая олице творялась в образе женского божества плодородия. Широкое распространение имел обычай клятвы землей, целования земли. Отголосками таких верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам.

Столь же древними объектами поклонения выступали вода и огонь. Им приписывали предохраняющее, очищающее, оплодотворяющее действие.

Вода играла важную роль в знахарском лечении. Разновидностью ее почитания был культ водных источников: ручьев, ключей, колодцев, озер и др. С распространением христианства они «освящались» церковными легендами и преданиями и в практике православия стали фигурировать как «святые».

Вслед за природными фетишами появились фетиши, изготовленные руками человека. Материалом для них служили непривычной формы камни, ветки и др. Фетиш мог изображать сверхъестественное существо целиком (идол, статуя, кумир), а мог отображать только отдельную часть божества.

Постепенно фетиши-фрагменты приобрели вид и функции амулетов,оберегов, талисманов, которые служили для охраны человека от козней злых духов.

Не менее древней формой религиозных верований у славян являлся и тотемизм – вера в таинственную родственную связь между группой людей и определенным видом растений, животных или явлений природы. Такое растение или животное являлось тотемом данной группы людей. Тотем – символ, обозначение единства данной группы. Назначение тотема – оказывать помощь всем, кто находится с ним в родственных отношениях.

Известно, что днепровские славяне почитали дуб. Принадлежность конкретного тотема какому-либо роду, племени проявлялась в особенностях одежды, головного убора, прически, украшений и пр.

Например, русский женский головной убор «кика» по форме напоминает птицу, а его имя происходит от названия лебединого крика – кика.

В ряде случаев произошла трансформация тотемизма в культ предков в образе животных. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки – невесты – в лебедя, утку, лягушку.

Более поздний, но очень крупный пласт восточнославянской религии восходит к периоду земледельческо-скотоводческого хозяйства и характерен для развитого родового строя. Главными его компонентами были общинные аграрные культы и семейно-родовое почитание предков. Одной из форм

культа предков было почитание Рода и рожениц. Мир, окружавший древнего славянина, был «населен» невидимыми духами – душами предков и родичей, двойниками фетишизируемых предметов

и явлений, объектами тотемистического культа.

Это новая стадия в язычестве – стадия полидемонизма. Демоны – это ранее двойники каких-то вещей и явлений реального мира или людей, ставшие самостоятельными существами. Они приобретают антропоморфный образ. В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини и водяные.

Берегини, а позднее вилы и русалки – это женские духи рек, озер, прудов,

колодцев и т.д. Водяной – косматый, с бородой по колено, злой и мстительный старик,

живет на дне рек, озер, в омутах.

Царство лешего или лесовика – лес. Он обитает на деревьях или в дуп-

лах, по ночам дико и страшно кричит. омовых духов также было много: домовой, кутный бог, дед (прароди-

тель, предок), спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим де-

лам), дрема (домашнее мирное божество сна)

Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома,

а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей.

Верховное божество у славян (как и у прочих индоевропейцев) было триединым. Оно так и звалось – Триглав, олицетворяло древнейшую триаду:Сотворение – Жизнь – Разрушение. Каждое из трех ликов Триглава было самостоятельным богом.

Каждое восточнославянское племя имело своего бога – покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу – Творцу, богу небесного огня. Со временем всё большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в

княжеско-дружинной среде. Семаргл – божество семян, ростков и корней растений.

Ярило – бог весны и веселья

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4