16Дохристианские религиозные верования восточных славян на территории Руси. Принятие христианства
Древнейший пласт – это одухотворение всей природы (земли, воды, огня, почитание растений, животных, каких-либо предметов), проявлявшееся в виде анимизма и фетишизма. В русских народных верованиях до позднейшего времени обнаруживались следы культа «матери-земли», которая олице творялась в образе женского божества плодородия. Широкое распространение имел обычай клятвы землей, целования земли. Отголосками таких верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам.
Столь же древними объектами поклонения выступали вода и огонь. Им приписывали предохраняющее, очищающее, оплодотворяющее действие.
Вода играла важную роль в знахарском лечении. Разновидностью ее почитания был культ водных источников: ручьев, ключей, колодцев, озер и др. С распространением христианства они «освящались» церковными легендами и преданиями и в практике православия стали фигурировать как «святые».
Вслед за природными фетишами появились фетиши, изготовленные руками человека. Материалом для них служили непривычной формы камни, ветки и др. Фетиш мог изображать сверхъестественное существо целиком (идол, статуя, кумир), а мог отображать только отдельную часть божества.
Постепенно фетиши-фрагменты приобрели вид и функции амулетов,оберегов, талисманов, которые служили для охраны человека от козней злых духов.
Не менее древней формой религиозных верований у славян являлся и тотемизм – вера в таинственную родственную связь между группой людей и определенным видом растений, животных или явлений природы. Такое растение или животное являлось тотемом данной группы людей. Тотем – символ, обозначение единства данной группы. Назначение тотема – оказывать помощь всем, кто находится с ним в родственных отношениях.
Известно, что днепровские славяне почитали дуб. Принадлежность конкретного тотема какому-либо роду, племени проявлялась в особенностях одежды, головного убора, прически, украшений и пр.
Например, русский женский головной убор «кика» по форме напоминает птицу, а его имя происходит от названия лебединого крика – кика.
В ряде случаев произошла трансформация тотемизма в культ предков в образе животных. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки – невесты – в лебедя, утку, лягушку.
Более поздний, но очень крупный пласт восточнославянской религии восходит к периоду земледельческо-скотоводческого хозяйства и характерен для развитого родового строя. Главными его компонентами были общинные аграрные культы и семейно-родовое почитание предков. Одной из форм
культа предков было почитание Рода и рожениц. Мир, окружавший древнего славянина, был «населен» невидимыми духами – душами предков и родичей, двойниками фетишизируемых предметов
и явлений, объектами тотемистического культа.
Это новая стадия в язычестве – стадия полидемонизма. Демоны – это ранее двойники каких-то вещей и явлений реального мира или людей, ставшие самостоятельными существами. Они приобретают антропоморфный образ. В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини и водяные.
Берегини, а позднее вилы и русалки – это женские духи рек, озер, прудов,
колодцев и т.д. Водяной – косматый, с бородой по колено, злой и мстительный старик,
живет на дне рек, озер, в омутах.
Царство лешего или лесовика – лес. Он обитает на деревьях или в дуп-
лах, по ночам дико и страшно кричит. омовых духов также было много: домовой, кутный бог, дед (прароди-
тель, предок), спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим де-
лам), дрема (домашнее мирное божество сна)
Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома,
а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей.
Верховное божество у славян (как и у прочих индоевропейцев) было триединым. Оно так и звалось – Триглав, олицетворяло древнейшую триаду:Сотворение – Жизнь – Разрушение. Каждое из трех ликов Триглава было самостоятельным богом.
Каждое восточнославянское племя имело своего бога – покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу – Творцу, богу небесного огня. Со временем всё большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в
княжеско-дружинной среде. Семаргл – божество семян, ростков и корней растений.
Ярило – бог весны и веселья
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 3Основные концепции происхождения религии
- 4.Элементы и структура религии
- 5Классификация и типология религий
- 6.Сущностные признаки религии
- 7Функции и роль религии
- Религоведение. Понятие, предмет, методы, структура
- 2Ранние формы религиозных верований
- 8Религия в системе культуры (взаимоотношение религии, философии, искусства, морали, науки)
- 9Древнеегипетская религия
- 10Религии древней Индии (ведический период, брахманизм, индуизм, джайнизм)
- 11Религии древнего Китая: конфуцианство, даосизм
- 12Религии античного мира
- 13Синтоизм – национальная религия Японии
- 14Религии древнего Ирана: зороастризм, митраизм, парсизм
- 15Сикхизм: возникновение, развитие, сущность
- 16Дохристианские религиозные верования восточных славян на территории Руси. Принятие христианства
- 17Древние религии средиземноморья (Месопотамия, Сирия, Палестина)
- 18Религии древних кельтов и германцев
- 19Национальные религии и их особенности
- 20Иудаизм: возникновение, генезис, основные п-ды развития и сущность. Иудаизм в современной России
- 21Основные традиции и праздники в иудаизме
- 22Мировые религии и их основные признаки. Священные книги мировых религий
- Новый Завет
- 23Буддизм. Основные направления и особенности вероучения.
- 24Возникновение и распространение буддизма в Тибете, Китае и Японии
- Проникновение буддизма в Тибет
- 25Возникновение и эволюция христианства. Основные направления
- 26Деятельность Вселенских соборов
- 27Иконоборчество и иконопочитание в истории христианской церкви
- 28Особенности вероучения, культа, церковной организации православия
- 29Основные праздники православия
- 30Русская православная церковь после октябрьской революции 1917
- 31Старообрядчество. История возникновения и эволюция.
- Русская православная церковь в современной России
- 33Основы социальной концепции русской православной церкви
- 34Католицизм. Особенности вероучния, культа организации
- 38. Протестантизм: возникновение, эволюция. Лютеранство, кальвинизм, англиканство.
- 39. Поздний протестантизм: методизм, баптизм, пятидесятничество. Причины возникновения.
- 40. Ислам. Общественно-исторические условия возникновения и эволюции. Направления в исламе
- 44. Религия и свободомыслие
- 45. Особенности религиозного сознания в современном мире
- 47. Причины распространения и особенности классификации нетрадицтонных религиозных движений в современном мире
- 48 Особенности новых религиозных движений и культов в России и их распространение
- 49 Принцип свободы совести. Законодательство рф о свободе совести и религиозных организациях
- 50 Интегративные процессы в религиях (экуменическое движение) и проблемы толерантности
- 51. Нро зарубежного происхождения моск, Церковь Объединения Муна, , Свидетели Иеговы
- 52. Нро отечественного происхождения. , великое Белое Братство, Церковь Последнего завета