logo
Religia_otvety_k_ekzamenu_33_33_33

11Религии древнего Китая: конфуцианство, даосизм

Конфуцианство (жу цзя школа великих книжников) - так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-Цзы (Конфуцием). Первым этапом конфуцианства была деятельность самого Кун-цзы, тоже

принадлежавшего к бродячим учителям. В его изложении конфуцианство было этико-политическим учением, в котором центральное место занимали вопросы нравственной природы человека, семьи и управления государством. Исходной для Кун-цзы можно считать концепцию "неба" и "небесного веления", то есть судьбы. Человек, наделенный небом определенными качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом Дао и совершенствовать их при помощи обучения. Цель этого совершенствования - достижение уровня "благородного мужа" (цзюнь-цзы), соблюдающего Ли - этикет.

Центральное место в учении Кун-цзы занимает концепция Жэнь (человечности) - идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Основным принципом этой концепции является: "Чего не желаешь себе, того не делай другим". На этой же базе Кун-цзы развивал свои

политические концепции, выступая за четкое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Особое место у Кун-цзы занимала концепция Сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считалось основой Жэнь и других

добродетелей и самым эффективным методом управления страной.

После смерти Кун-цзы конфуцианство распалось на школы:

1. Мэн-цзы

2. Сюнь-Цзы

Мэн-цзы (371-289 до н.э.). Мэн-цзы считал, что путь к справедливому

правлению лежит через совершенствование личности.

Сюнь-цзы (313-238 до н.э.). Иную позицию занял Сюньцзы, крупнейший

мыслитель конфуцианской школы. В трактате "Сюньцзы", в двадцать третьей

главе "О злой природе человека" сказано, что человек рождается с желанием

наживы, завистливым и злобным. "Поэтому необходимо воздействие на человека

с помощью воспитания и закона, нужно заставить его соблюдать нормы ритуала

и выполнять свой долг Даосизм — другое, не менее значимое, чем конфуцианство, и возникшее одновременно с ним философское учение Древнего Китая. Его создателем явился мистический философ Лаоцзы (или Лао Дань). Лаоцзы приписывают авторство знаменитой книги древности —"Даодэцзин", которая, безусловно, имеет не только национальное, но и мировое значение, как яркий документ мышления древнего человека. "Даодэцзин" в переводе означает "Книга о пути и добродетели". "Дао"означает "путь", "русло реки", "дэ" — закон поведения, образец нравственности. Книга "Даодэцзин" состоит из афоризмов, в которых проводится параллель между законом естественности и закономерностью человеческого поведения — дэ.

"Дао" — это не вещь, а скрытый от ощущений человека закон изменений вещей — "дао пусто, но, действуя, оно кажется неисчерпаемым". Небо и земля долговечны. Дао невидимо, неслышимо и называется мельчайшим, но в действии оно непреодолимо, оно растекается повсюду. Теория инь-ян уходит корнями в глубину веков, но своему концептуальному оформлению она обязана Цзоу Яню, жившему в IV в. до н.э.Столетие спустя вышли комментарии к «Книге перемен», где также рассмотрена теоретическая основа этого учения. Инь (темное/женское) и ян (светлое/мужское) олицетворяют два типа вселенских сил, воплощенных в пяти элементах, которые в свою очередь составляют суть проявленного мира. Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нем. Даосизм рассматривает мир как поток вечного изменения и развития: бытие превращается в небытие, пустоту, а из нее опять рождаются вещи, согласно закону "дао". Дао содержит в себе потенции всех возможных вещей, и они опять возвращаются в дао, как в свой первоисточник. Действие дао —борьба противоположностей.