logo
Religia_otvety_k_ekzamenu_33_33_33

20Иудаизм: возникновение, генезис, основные п-ды развития и сущность. Иудаизм в современной России

Иудаизм — это не просто религия еврейского народа, а свод законов,

регламентирующий не только религиозную, этическую и идеологическую, но и практически все стороны жизни приверженцев этого учения. Собственно иудаизм является Законом с точки зрения иудеев. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и 365 запретов), которые описывают аспекты жизни иудея, как то: прием пищи, гигиена, отношения в семье и др. Из них выделяются семь правил, обязательных для исполнения всеми людьми (и евреями, и гоями):

запрет идолопоклонства,запрет Богохульства,запрет кровопролития, запрет воровства,запрет разврата,запрет жестокости по отношению к животным, повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом

Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры

человечества, т.к. он был первой монотеистической религией. Согласно Библии, отец Авраама Терах проживал со своим семейством за екой Евфрат и поклонялся иным богам. Бог повелел Аврааму (впервые после изгнания Адама Бог обращается к человеку) идти в Ханаан, обещая сделать его

потомство великим народом, которому будет отдана земля от реки Египетской до реки Евфрат. Через некоторое время Бог скрепляет это обещание заключением договора — завета. Авраам, Исаак и Иаков (сын и внук Авраама) считаются по еврейской традиции патриархами.

Согласно Библии, когда Авраам со своим окружением покинули долину Евфрата, что-то изменилось в их духовной жизни. И началось формирование новой системы религиозных представлений. Имя Иакова было изменено на теофорное Исраэль, символизируя начало новой духовной жизни.

Иудейская историография связывает исход из Египта, где израильтяне были рабами у фараона, странствование по пустыне и превращение израильских племен в единую нацию с личностью законодателя и вождя Моисея.

В качестве вождя и пророка Моисей предстает перед нами посланником

Бога, явившегося ему в пламени тернового куста («неопалимой купины») в Синайской пустыне, где Моисей, после побега из Египта, пас стадо своего тестя. В текстах сказаний о Моисее Бог именуется уже не Богом предков или Богом Всемогущим, а новым именем — Яхве. Сорок лет водил Моисей свой народ

по пустыне, ведя его в землю Обетованную, но самому ему так и не суждено было вступить в нее.

Библия повествует, что после скитаний по пустыне израильтяне дошли до

горы Синай, и там был заключен завет между Богом и народом. Кульминацией этого

события была передача скрижалей с высеченными 10-ю заповедями (декалогами):

. Существование Бога Яхве,Запрет на: других богов, изготовление и поклонение идолам,Не произноси имя Бога всуе,Соблюдай Субботу,Чти отца и мать, . Не убивай,Не прелюбодействуй,Не кради, Не лжесвидетельствуй,Не завидуй ближнему своему.

Эпоха Первого храма

Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом, который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета, установил тем самым связь между формирующимся национальнополитическим единством израильских племен и их религиозным единством.

Название эпохе дал Первый храм, построенный Соломоном (965 — 928 года до н.э.).

В христианстве Письменная Тора (Пятикнижие) называется Ветхим заветом,

что лишний раз доказывает происхождение христианства из иудаизма. Тора состоит из пяти частей — книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Создание Торы было длительным процессом. Пятикнижие начало создаваться в эпоху Первого храма.

Эпоха Второго храма

Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до

н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период

было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до

н.э.). Персидский царь Артаксеркс уполномочил Эзру объявить законы Торы

гражданским законодательством Иудеи. Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной

жизни эпохи Второго Храма была синагога (молельный дом), которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации культа в христианстве и исламе. Синагога стала религиозным и общественным

центром жизни еврейской общины

Период римско-византийского владычества в Израиле (70 — 638) закончился завоеванием Палестины арабами. Во времена арабского владычества (638 — 1099) в иудаизме выделяется сектантское движение, получившее название секты караимов. Караимы отвергают, в отличии от сторонников традиционной религии — раббанитов, чей либо авторитет в вопросах толкования Библии.

1 п-д Библейский – появление ветхого завета, 2 п-д – Талмудский,3-Раевинский,4-Реформационный