logo
Religia_otvety_k_ekzamenu_33_33_33

3Основные концепции происхождения религии

1 Конфессиональный подход:

  1. Дихотомический (Отте). Религия и об-во – это самостоятельные величины, качественно отличные друг от друга. Сущность религии не социальна, выражается через догматические учения. Соц стороной религии является только ее видимые прояления (поведение верующих)

  2. Трансцендентный (Булгаков) ее сторонники стремились соединить религию и общество, тк религия присуща любому обществу, существует внутри него и в то же время выпадает за его пределы

2. Философский

1) Натуралистическая концепция. Религия была пораждена природными ялениями, которые обожествлялись и обоготворялись человеком, человек стал почитать силы природы. Этим природным явлениям придавался антропоморфный вид. Переход от политеизма к монотеизму

2) Теория страхов. Страх перед разрушительными силами природы заставил людей обращаться к небу, которое имело власть посылать беды и избавлять человека от них

3) Теория невежества. Гольбах. Ее сторонники считали, что человек с научной точки зрения не мог объяснить процессов, происходящих вокруг и он представил их загадочными и необъяснимыми, то есть суеверным человека сделало его невежество

4) Теория обмана. Критий.Религия навязана людям с помощью обмана и не является их внутренней духовной потребностью. Критий доказывал, что цари, жрецы ывдумали божественного судью над всеми людьми, чтобы из страха люди не совершали несправедливости

5) т. Соглашения. Сторонники считали, что возникновение религии – результат соглашения законодательства и жрецов с их народами

6) Мифологическая. Шварц, Мюллер. Сопоставляя мифологию и религию др индейцев, иранцев, греков, римлян, представители теории пытались доказать, что древ религиоз верования из обоготворения небесных явлений, которые человек не понимал

7) теория антропоморфизма. Ксенофан. Объясняли религию человеческим фактором и представляли религиоз образы как отражение способностей человека и его возможностей. Эвгемер развивл мысль о том, что греческие боги похожи на героев прошлого

8)Теория анимизма Тайлор. Видит историческое происхождение религии в сноведениях, обрядах, галлюцинациях, смерти и подобных явлениях, наблюдение за которыми привело не развитого человека к мысли о существовании другого столь же реального мира

3. Социологический подхлд

1) Дюркгейм разрабатывал свою т религии на основе изучений верований австралийских аборигенов. Он считал, что религия отвечает важным соц потребностям, и она существует не зависимо от существования бога и потустороннего мира

2)Вебер рассматривал лияние религии на экономику, политику, семью. Разработал типологию религиоз организаций

3) Маркс пытался понять почему человек нуждается в религиозных иллюзиях, считал, что нужно разрушать не религию, а соц отношения, кот пораждают у человека потребность в этих иллюзиях

4. Психологический подход

1)Джеймс утверждал, что религия имеет не интеллектуальную природу а эмоциональную. Религиозность это результат особенности психики чел

2)Фрейд видел в религиозности детскую стадию развития человечества, воспроизвод отношение между отцом и детьми