logo search
Religia_otvety_k_ekzamenu_33_33_33

40. Ислам. Общественно-исторические условия возникновения и эволюции. Направления в исламе

Возникновение ислама (в переводе это слово означает «покорность», или еще точнее «обретение целостности»), непосредственно связано с личностью Мухаммада, уроженца г. Мекки, где находилось святилище под названием Кааба («куб»), представлявшее собой квадратное строение, в которое был вмурован черный камень метеоритного происхождения. Вокруг Каабы располагались идолы главных аравийских божеств, что делало мекканскую Каабу общеарабским святилищем, но заметим, меккканская Кааба была не единственным святилищем арабов, так как из древних источников известны красный камень Каабы из города Гаймаи и белый камень Каабы из аль-Абалата к югу от Мекки.    К началу VI века Мекка приобрела статус объединительного центра арабских племен, нередко враждовавших и воевавших между собой. Раз в году среди арабских племен объявлялось перемирие, и совершался «хадж» (от арабского «отправляться в святые места») к мекканской Каабе, вокруг которой устраивались ярмарка, спортивные и поэтические состязания. детство Мухаммада сопровождали многочисленные знамения, якобы указывавшие на его будущее пророческое избранничество и служение. В возрасте 25-ти лет Мухаммад удачно женился на богатой вдове Хадидже и стал водить ее караваны, посещая самые отдаленные места Аравийского полуострова и Палестины. Несомненно, что именно в этот период Мухаммад познакомился с представителями христиан-монофизитов и несториан, а также с иудеями, которых особенно было много в Йемене. Где-то в возрасте 40 лет Мухаммад, как считают некоторые современные исследователи, по примеру сирийских монахов стал уединяться.    Во время одного из таких уединений, по утверждению Мухаммада, во сне ему явился ангел Джибрил (арабская форма имени архангела Гавриила), с книгой, завернутой в покрывало. Он несколько раз потребовал у Мухаммада прочесть эту книгу, но Мухаммад, будучи неграмотным, отказывался сделать это, тогда Джибрил начал душить его (!), и только после этого Мухаммад покорился воле явившегося ему. После пробуждения Мухаммад вспомнил все, что прочитал, и с этого момента осознал себя призванным на пророческое служение Единому Богу – Аллаху

Суть ислама была сформулирована Мухаммадом в виде пяти столпов, а именно:    - исповедание веры, «шахада», содержащая в себе исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада;    - обязательная молитва, совершаемая пять раз в день, а по пятницам в молитвенном доме мусульман - мечети;    - обязательная милостыня, взимаемая с каждого дееспособного мусульманина в пользу обездоленных и сирот в мусульманской общине;    - пост, совершаемый в течение всего месяца Рамадан (по лунному календарю), во время которого от рассвета до заката мусульманину предписывалось строжайшее воздержание, которое отменялось с наступлением темноты

Интересно, что на фоне становления исламской государственности произошла письменная фиксация проповедей Мухаммада, ставших Кораном - священной книгой мусульман.

группировки образовались сразу же после смерти Мухаммада, и в мусульманской общине произошел глубокий раскол, приведший к возникновению двух основных направлений в исламе - суннитского и шиитского. В основе этого раскола лежала различная точка зрения на право наследования верховной власти в мусульманской общине.

Так возникли шииты, в представлениях которых верховная власть в мусульманской общине может принадлежать только потомкам Али, т. е. к тем, кто находится в кровном родстве с Мухаммедом (все его сыновья умерли в детском возрасте)

Большинство мусульман, называвших себя суннитами (от арабского слова «сунна» - «пример», «обычай»), придерживалось иной точки зрения, считая, что верховная власть, по решению общины, может принадлежать любому достойному человеку, и по решению общины верховный правитель может быть лишен этой власти. Помимо этого, у суннитов и шиитов разный взгляд на мусульманское предание, содержащееся в «хадисах» (т. е. письменных свидетельствах о жизни и деяниях Мухаммада, а так же его сподвижников, халифов), которые после Корана являются вторым источником мусульманского права - «шариата».

.42Ислам в России распространение и эволюция

Ислам является, по большинству оценок, второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства. Подавляющее большинство как мусульман, так и мусульманского духовенства в России составляют татары и башкиры.

Также, как и православие, ислам насчитывает на современной территории России тысячелетнюю историю, включающую торговые и военные противостояния с православием, вассальные зависимости (как православных стран от мусульманских, так и наоборот), периоды торговли и мирного сосуществования.

Впервые город Дербент был штурмом взят арабами-мусульманами в 651 г. По свидетельству председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина «на территории Дербента (Дагестан) уже в VIII в. была построена мечеть.»[1]

Независимые мусульманские государства на территории современной России существовали тысячу лет — с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны; весь этот период мусульмане жили и на территории христианских государств — русских княжеств и феодальных республик, Великого княжества Литовского, Московского государства, Российской империи.

В исламский период Золотой Орды (1312—1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством. С этого времени ислам становится религией большого числа поданных российского монарха.

Период с VIII по Х в. Можно рассматривать как начальный этап исламизации населения Волжской Булгарии и одновременно образованием в тюркском Поволжье североевразийского форпоста средневековой мусульманской цивилизации.

С середины XIII до середины XV в. в период существования крупнейшего средневекового государства Евразии - Золотой орды, исламское вероучение, заметно расширяя свои позиции, становится идейной основой не только для булгарского общества, но и для других тюркских и тюркизированных народов Восточной Европы и Западной Сибири

С приходом к власти династии Романовых отношение православной Руси к исламу официально закреплялось в царском указе от 16 мая 1681 в котором нетерпимость к магометанству приобретает характер государственной политической установки. В Петровскую эпоху политика гонений в отношении ислама, состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения, уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислам практически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов

Пугачевское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участие приняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить свое отношение к "инородцам" магометанам. Первым, глубоко символичным шагом, свидетельствующим о наступлении новой эпохи для российского мусульманства, стало строительство новой мечети в Казани.

Демократия и судьбы Ислама в России. Положительные изменения в жизни мусульманских организаций, непосредственно связанных с демократией: 1. Многократно увеличилось число мечетей. Сегодня практически во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане, действуют религиозные объединения. Действуют открыто, во многих случаях пользуясь поддержкой местных органов власти. 2. Религиозные деятели получили возможность свободно выступать с проповедями, вести пропаганду учения своей религии. Содержание их проповедей никем не контролируется, предварительно не рассматривается. 3. Религиозные организации, родители получили свободно воспитывать подрастающее поколение в духе ислама

.43. Международные мусульманские организации

Межгосударственные исламские организации действуют на правительственном уровне. Страны-участницы представлены в них главами государств или правительств, решения принимаются и реализуются на государственном уровне. Принятие и реализация решений распространяются практически на все сферы общественно-политической, экономической и культурной жизни мусульманских стран. В настоящее время успешно функционирует лишь одна подобная организация - организация "Исламская конференция" (ОИК), созданная в 1971 году на Конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате (Марокко). Основные цели организации: - содействие укреплению мусульманской солидарности; - поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение их достоинства, независимости и национальных прав; - поддержка борьбы палестинского народа; - сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других важных областях; - содействие международному миру и безопасности на основе справедливости; - поощрение сотрудничества и взаимопонимания между государствами-членами и другими странами.

Международная исламская организация "Спасение" (МИОС). Учреждена решением ВИЛ в 1978 году. Штаб-квартира находится в Джидда (Саудовская Аравия). Основные цели: оказание помощи мусульманам - жертвам войны, религиозных конфликтов, стихийных бедствий, антиисламского религиозного преследования. МИОС имеет более 100 представительств в 35 странах, в том числе в Египте, Иордании, Марокко, Сомали, Мавритании, Турции, ОАЭ, Катаре, Афганистане, Бангладеш, Шри-Ланка, Филиппинах, ряде африканских государств, а также в Боснии, Косове, Азербайджане, Киргизии и Таджикистане. До 1995 года представительство МИОС находилось в Москве. С началом военной фазы чеченского конфликта оно было перенесено в Баку в интересах оказания более действенной помощи чеченцам.

Всемирная ассоциация исламской молодежи (ВАИМ). Создана в 1972 году по решению Второго съезда Всемирной ассамблеи молодежи исламского призыва. Штаб-квартира находится в Эр-Рияде. Основные цели: работа в исламской молодежной студенческой среде, налаживание сотрудничества и координации в области разработки, планирования и осуществления различного рода исламских мероприятий.

"Исламский призыв" представляет собой программу создания исламских культурных центров, строительства мечетей, летних лагерей, проведение религиозных конференций. Реализуется с целью противодействия влиянию "чуждой" западной культуры в регионах комплексного проживания исламских меньшинств. На базе культурных центров работают кружки по изучению Корана, "школы выходного дня", спортивные и компьютерные кружки. Всего за время существования организации "Аль-Вакф" и при ее содействии было построено более 120 мечетей в различных странах мира.

Аль-Каида - Международный исламский фронт джихада против иудеев и христиа. международная организация с разветвленной сетью филиалов во многих странах мира. Считается, что кроме проведения терактов, организацией ведется непрерывная деятельность по созданию новых исламских (точнее - исламистских) образований и по радикализации уже существующих. Основной целью организации является свержение светских режимов в арабских странах и установление там теократического строя с нормами шариата (исламского права), а в перспективе - объединение всех мусульманских стран в один Халифат.