logo search
Religia_otvety_k_ekzamenu_33_33_33

34Католицизм. Особенности вероучния, культа организации

Католицизм – самое многочисленное направление в христианстве (от 580 до 800 млн.приверженцев). Особенно много католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в США. Истоки К. в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления К. начался в 3- 5 веке, когда углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточными частями Римской империи. Начало разделения было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем 1 и константинопольским патриархом Фотием. На 8 Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом 4 и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католичество утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения – вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел – «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение об индульгенциях – отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью). Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (местом между раем и адом) есть только в католицизме. Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай.

Догмат о непогрешимости папы (принят на первом Ватиканском соборе в 1870 г.)(то есть устами папы говорит сам Бог), о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.)Культовая часть католицизма также выражена в наличии обрядовой части. Католицизм также признает семь таинств, но несколько разнится понимание этих таинств: причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным); при крещении окропляют водой, а не погружают в купель; миропомазание (конфирмация) производится в возрасте 7-8 лет, а не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать); в православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков же безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.

Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник – черная сутана, епископ – фиолетовая, кардинал – пурпурная, папа – белая сутана. Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий – ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).

Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост – адвент. Рождество – наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление – праздник трех царей – в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса – символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии – символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников – Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября).

За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам.Резиденция Папы – Ватикан (площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

  1. Католическая церковь и проблемы экуменизма

В светской научной мысли экуменизм обычно рассматривается как движение, возникшее в нашем столетии и направленное на воссоединение христианских церквей в некоторых аспектах их деятельности (миротворческом, социальном и т. д.), а также как акции, проводимые в этом направлении совместными усилиями различных христианских конфессий. ерковь всегда стремилась к единению всех христиан, возвращению в свое лоно заблудших. В средние века и новое время традиционной направленностью Католической Церкви была уния. "Унионизм" базировался на принципиально верном экклезиологическом постулате о полноте истины в Католической Церкви. Другое дело, что под последней понималась Римско-латинская Церковь. Это обстоятельство наложило определяющий отпечаток на исторические судьбы униатства. Оно в большей степени оказалось политико-юридическим, нежели духовно-экклезиальным единством. для католичества, где универсализм, вселенское единение является одним из духовных первоначал Церкви, включение в экуменический процесс означало в первую очередь глубокое переосмысление себя, своей природы, места в человеческой цивилизации, в отношениях с другими христианскими церквами и религиями, в эсхатологической перспективе. Условно говоря, Западная, Римско-Католическая Церковь на протяжении значительного периода своей истории была в большей степени Римской, нежели Католической

Постановление "Об экуменизме" в "Особых соображениях, касающихся Восточных Церквей" формулирует своего рода модель для взаимоотношений Католической Церкви с этими исповеданиями. Ее основные принципы следующие:

1. Упомянутое выше признание полноты Боговоплощения и таинств.

2. Активное изучение христианским Западом литургического, духовного и канонического наследия христианского Востока, ставшего одним из важнейших составляющих доктрины Вселенской Церкви.

3. Уважение богословской и экклезиальной специфики христианских Церквей Востока как имеющей апостольскую первооснову

36. Социальная доктрина в католицизме

Речь в данном случае идет именно о социальном учении,складывающемся как из церковных установлений, так и из сочинений многочисленных и не всегда единых в своих воззрениях церковных и околоцерковных авторов, а не о социальной доктрине — своде официальных документов Церкви.

Впервые понятие социального католицизма как движения, выступившего с предложением

социальных реформ в целях преодоления общественных катаклизмов, появилось во Франции

в 20–30-х гг. XIX в Теоретическая разработка социальной проблематики на основе христиан-

ских норм, конкретные попытки осуществить их на практике — вот основные критерии движения.

Наиболее видным представителем социального католицизма был Б.Э. Кеттелер.

Известный теолог, кардинал Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека.

Большой вклад в развитие католической социальной доктрины внес II Ватиканский собор (1962–1965), принявший 16 документов в виде конституций, декретов и деклараций по социальной и нутрицерковной тематике. При этом некоторые вопросы, не нашедшие своего решения на сессиях собора, передавались на рассмотрение специальных комиссий, продолжавших свою работу и после собора. Так, в частности, произошло с проблемой брачно-семейных отношений, когда в октябре 1964 г. все вопросы, касавшиеся рождаемости и семейной нравственности, из-за возникших разногласий были сняты с повестки дня собора и переданы для изучения специальной комиссии из числа теологов, философов, демограф и врачей. Столь же обстоятельно на протяжении 110 лет, с

момента появления первой социальной энциклики, прорабатывались в католицизме и другие социаль

ные вопросы. Специальные энциклики, каждая из которых детально анализирует все аспекты той

или иной проблемы, посвящены вопросам войны и мира («Пацем ин террис», 1961), положению

развивающихся стран («Популорум прогрессио»,1967), проблеме труда («Лаборем экзерценс 1981),

ситуации в современном мире («Центезимус аннус», 1991) и др.

37.Католицизм в современной России

Католическая церковь в современной России. В России римско-католическая церковь имеет двенадцать епархий: пять в пределах собственно России (Могилевская архиепископия и епископии Виленская, Тельшевская, или Самогитская, Луцко-Житомирская, Тираспольская) и семь в Привислянских губ. (архиепископия Варшавская и епископии Келецкая, Влоцлавская, или Куяво-Калишская, Плоцкая, Люблинская, Сандомирская, Августовская

Высшее управление католич. церковью собственно в России сосредоточивается в лице митрополита римско-католических церквей в России, архиепископа Могилевского (имеющего пребывание в СПб.), и состоящей под его председательством римско-католической духовной коллегии, в состав которой входят еще два члена, назначаемые (из числа двух кандидатов) высочайшими указами, по представлению мин. внутр. дел, и семь заседателей (асессоров), избираемых на три года из состава прелатов и каноников епархиальных капитулов (см.). При коллегии — прокурор и секретарь с канцелярией. Ведению коллегии подлежат: 1) собирание и регистрация всякого рода сведений о всех римско-католических церквах, монастырях, клире, учебных и других духовных заведениях, о движимых и недвижимых имуществах церковных; 2) надзор за правильностью производства дел в консисториях и пересмотр их решений по апелляциям и частным жалобам (кроме брачных и других духовных дел); 3) рассмотрение и представление высшему правительству предположений епархиальных начальств, относящихся к общей пользе, государственной или церковной; 4) дела о вновь поступающих в монашество и о принятии христианства по римско-католическому вероисповеданию магометанами, евреями и язычниками; 5) заведование капиталами — вспомогательным римско-католич. духовенства в империи и ремонтным, на постройки и починки церквей; 6) ревизия отчетов по расходованию специальных капиталов римско-кат. церкви и ассигнуемых из государственного казначейства.

В большей части епархий имеются свои диоцезальные семинарии (пятиклассные), из которых по нескольку воспитанников по окончании курса посылаются для высшего образования в Римско-католическую духовную академию в СПб

Римско-катол. духовенство в России, а равно монастыри, получают штатное содержание из сумм государственного казначейства.