logo search
Religia_otvety_k_ekzamenu_33_33_33

9Древнеегипетская религия

Для религиозного сознания додинастического Египта характерны были фетишизм, тотемизм и магия, о чем свидетельствуют источники времен объединенного Древнего Египта. Каждый город имел свое божество в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного. Исследованиями установлено, что идолы божеств ряда номов уже в объединенном Египте представляют собой культовые изображения обожествленных животных. Исследованиями установлено, что идолы божеств ряда номов уже в объединенном Египте представляют собой культовые изображения обожествленных животных.

ревнеегипетское мышление насквозь пронизано магией с ее тремя главными принципами — принцип сходства, принцип замещения целого его частью и вера в чудодейственную силу слова (магия слова). Возникнув в Египте в незапамятные времена, магия стала одним из краеугольных камней древнеегипетского религиозного сознания, неотъемлемым и чрезвычайно важным компонентом религии.

Древнеегипетский пантеон охватывал множество богов. Одним из ' них является бог-сокол Гор, сыгравший важную роль в истории Египта. В конечном счете его имя стало синонимом слова «бог». В гелиополь-ском пантеоне насчитывалось девять божеств, а именно: бог еелнца Ра-Атум, бог ветра Шу, разделяющий небо и землю, богиня Тефнут, персонификация влажности, бог Геб, воплощение земли, богиня Нут, представляющая небесный свод, Сет — бог бури и молнии, богиня Неф-тис, жена Сета, Осирис, ставший со временем владыкой неба и отождествленный с Ра, и его жена Исида. В древнеегипетский пантеон включали также и людей — локальных героев и фараонов, которым после смерти отдавали божественные почести.

жрецы утверждали, что вначале существовал водный хаос в виде неподвижного океана Нун. В этом океане сам возник бог-солнце Атум, Ра, который взошел затем на созданный им холм. Ра путем самооплодотворения породил первую пару божеств: бога Шу и богиню Тефнут, родителей Геба и Нут. Детьми Геба и Нут'были Осирис, Исида, Сет и Нефтис. Таким образом, появилась гелиопольская «великая девятка», затем Ра закончил сотворение мира, а из его слез возникли люди.

Среди древних египтян большой популярностью пользовалась легенда об Осирисе, который был убит Сетом. Однако его жена Исида магическим способом оживила умершего Осириса на время. Эта легенда провозглашает триумф семейной жизни, супружеской верности и материнской любви. Из этой и других легенд следует, что древние египтяне приписывали своим богам человеческую психику вместе со всеми ее изломами, старение, болезни и смерть.

Среди древних египтян широко была распространена вера в загробную жизнь, однако потусторонний мир вызывал у них чувство страха. Их представления о потустороннем мире претерпевали изменения на протяжении многих веков. Самым древним является представление о существовании загробного мира под землей.

В Древнем Египте небывалых размеров достигло обожествление фараона, который считался сыном бога. Более высокая степень централизации древнеегипетского государства способствовала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших при этом какому-либо из могущественных местных богов. Именно жрецы были служителями древнеегипетского культа, мастерами тщательно разработанного ритуала и осуществления религиозных празднеств.

Фараон-реформатор Эхнатон отверг веру своих пред ков: на двенадцатом году своего царствования окончательно порвал с традиционным египетским многобожием и учредил культ солнечного диска — Атона По. Именно тогда возник своего рода импрессионизм в искусстве, о чем свидетельствуют многочисленные росписи, среди которых выделяются пейзажные композиции, изящные рельефы; впервые в древнеегипетском искусстве появляются светские образы царя и царицы