logo search
Религиове́дение

Между Россией, Турцией и Ираном

После утраты Арменией своей государственности (XIV век) Армянская Апостольская Церковь оставалась централизованной национальной организацией.

В 1441 Эчмиадзин снова стал и до настоящего времени остаётся резиденцией главы Армянской Апостольской Церкви.

В XVII-XVIII вв. усилилось тяготение армян к России, от которой они стремились получить помощь в борьбе против господства турецких и иранских завоевателей. Армянские католикосы поддерживали эти устремления.

В условиях иноземного порабощения Армении Армянская Апостольская Церковь являлась центром науки и культуры. В школах при монастырях наряду с религиозными предметами преподавалась риторика, грамматика, философия, математика, живопись. В монастырях переписывались книги и рукописи.

После присоединения Армении к России (1828) царское правительство подтвердило основные привилегии Армянской церкви.

Как и другие церкви, Армянская Апостольская Церковь враждебно отнеслась к Октябрьской социалистической революции.

С возникновением Армянской республики (1918-1920) Армянская Апостольская Церковь поддерживала её правительство и содействовала становлению армянской государственности.

После установления Советской власти в Армении (1920) церковь заняла лояльную позицию по отношению к Советскому государству. Отношение советской власти также можно назвать благожелательным.

Восточно-католические Церкви – поместные католические Церкви, использующие в церковной жизни один из восточных литургических обрядов. Восточно-католические церкви находятся в юрисдикции Папы Римского через Конгрегацию для Восточных Церквей – одно из отделений Римской Курии, образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по Распространению Веры (Propaganda Fide, ныне Конгрегация Евангелизации Народов), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.

Восточно-католические церкви пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви, в связи с чем, в их адрес часто применяется термин «Церкви своего права» (sui iurius). В 1990 году Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных церквей, содержащий нормы канонического права, общие для всех католических церквей восточных обрядов.

Согласно Декрету Второго Ватиканского Собора «Orientalium Ecclesiarum» («О Восточных Церквях»):

Католическая Церковь высоко ценит установления, литургические обряды, церковные традиции и уклад христианской жизни Восточных Церквей, ибо в них, славных своей священной древностью, сияет Традиция, идущая от Апостолов через Отцов и составляющая часть нераздельного Богооткровенного достояния всей Церкви

"Orientalium Ecclesiarum"

В прошлом некоторые из Восточно-католических Церквей обычно назывались «униатскими», но этот термин воспринимается сегодня как оскорбительный, а потому многие его стараются не использовать.